9 аудиолекций «У истоков христианского искусства»

Знаю-знаю, вы удивлены: я вроде бы обещал решить вашу проблему свободных денег и времени, а в заголовке статьи про какие-то лекции пишу. Не спешите разочаровываться – сейчас объясню, в чём дело.

 

Две проблемы: мало денег и мало времени

Подумайте про парадокс: мою рассылку получает огромное количество людей, и бесплатные статьи они с удовольствием читают. Читают, потому что интересно: они ведь, как и вы, подписались сами, на аркане вас никто не тянул. А вот платные продукты на ту же тему покупают очень немногие. Почему? Когда я задаю этот вопрос вам, подписчикам, мне обычно приводят две причины: во-первых, мало свободных денег, а во-вторых, мало свободного времени. И я подумал-подумал и придумал, как устранить оба эти препятствия на вашем пути к прекрасному и возвышенному.

Начнем со времени: эта проблема действительно стоит остро. Казалось бы, парадокс: мы живём в эпоху гаджетов, умных помощников, Яндекс карт, которые предупреждают о пробках, роботов-пылесосов, которые понимают голосовые команды… Всё это должно развязывать нам руки, а свободного времени всё равно всё меньше и меньше. Что с этим делать?

 

 

Аудиолекции: учитесь в транспорте, в пробке, в очереди

Мой ответ: аудиолекция. Лекция, которую можно взять с собой куда угодно, хоть в путешествие, хоть на пробежку. И свой новый курс я решил выпустить именно в таком формате: аудиолекция плюс презентация с иллюстрациями.

Только представьте: всё то время, которое вы тратили на рутину, на скучные, но необходимые дела, всё это время, которое вы просто списывали в расход, теперь будет наполнено новыми интересными знаниями и не будет расходоваться понапрасну.

Трясетесь в маршрутке или в электричке? Вставьте наушники и знакомьтесь с живописью римских катакомб.

Безнадежно застряли в пробке? Вставьте наушники и становитесь знатоком раннехристианской символики и иконографии.

Сидите в очереди в банке или поликлинике? Вставьте наушники и удивляйтесь христианским мраморным саркофагам.

Решили заняться глажкой, стиркой или уборкой? Вставьте наушники и слушайте про удивительные миниатюры Раббульского кодекса.

 

Делаем цену доступной для каждого

О’кей, с первой проблемой свободного времени разобрались. Теперь вторая проблема – деньги. Её я решу элегантно, одним движением руки: мини-курс из девяти аудиолекций будет стоить 500 рублей. Согласитесь, это смешные деньги, особенно учитывая, что вы за них получите. А получите вы 9 лекций, примерно по полчаса каждая, то есть общее время звучания почти пять часов, и иллюстрации к ним – почти 100 изображений!

Почему так дёшево? Дело в том, что я недавно выпустил курс по искусству Средних веков. Скорее всего, вы его рекламу видели (кстати, если вы этот курс изучаете, то можете дальше не читать. А вот если по каким-то причинам присоединиться не смогли, то читайте обязательно). Изначально я думал, что в нём будет 12 лекций часа по полтора. Но в процессе выяснилось, что меньше чем в два с половиной часа уложить одну лекцию я категорически не могу: материалов слишком много, а мне упорно хочется осветить его целиком. И вот я понял, что объём получился такой, что из этого большого курса вполне можно сделать несколько отдельных курсов поменьше, и они будут абсолютно полноценными. А работы это от меня практически не потребует: всё что нужно – это взять уже готовые лекции и нарезать их на куски. А раз так, то и ставить слишком высокий ценник я тоже не буду, я не жадный.

 

И темой нашего первого мини-курса станет искусство ранних христиан.

То есть в основном мы будем говорить про живопись римских катакомб и про христианские саркофаги.

 

Зачем вам раннехристианское искусство:

Во-первых, оказавшись в Риме (а кто из нас не мечтает туда отправиться?), вы сможете блеснуть эрудицией и сэкономить на услугах местного гида: не он вам, а, скорее, вы ему сможете провести экскурсию по катакомбам.

Во-вторых, без знания раннехристианского искусства невозможно понять и искусство средневековое: ведь второе вырастает из первого, как дерево из семени. Почему в Средние века отказались от античного иллюзионизма, от передачи трехмерного пространства и человеческой анатомии в пользу абстрактности, использования символов и живописных метафор? Почему одни сюжеты приобрели огромную популярность, а другие канули в небытие? Почему так часто художники проводили параллели между событиями  Ветхого и Нового Заветов? Ответы на все эти вопросы лежат там – в глубоких и тёмных ходах, выдолбленных в мягких скальных породах под Вечным городом, где в первые века нашей эры делались первые робкие попытки создать принципиально новое религиозное христианское искусство.

В-третьих, очень многое из арсенала раннехристианских художников в итоге осталось в православной иконописной традиции. Так что, если вы хотите лучше понять нашу иконопись, изучение живописи римских катакомб тоже будет вам весьма полезно.

 

А будет ли интересно?

Ещё бы! Мало того, что мы подробно поговорим про такой экзотический предмет, как живопись катакомб (кстати, на эту тему, насколько знаю, нет ни одной толковой книги на русском), так мы ещё и коснемся вещей, о которых в принципе мало кто знает. Например, христианские саркофаги: для многих вообще является сюрпризом, что до наших дней дошли десятки, если не сотни мраморных саркофагов, очень похожих на римские языческие, но с христианскими сценами и символикой. А как насчёт любопытных случаев, когда христианские и языческие мотивы причудливо смешивались между собой? Христос в образе бога Солнца Гелиоса или в образе мифического музыканта Орфея – как вам такое? А Геракл и Цербер на поводке, которые неожиданно возникают на стенах христианской гробницы? Для многих эти изображения становятся шоком, у вас же они будут вызывать только понимающую улыбку.

Но самое главное – это возможность присутствовать при рождении чего-то нового и великого. Искусство, которое создавали христиане в первые века нашей эры, – это зародыш всей средневековой живописной традиции. На наших глазах будут делаться первые робкие шаги, первые неловкие попытки. Это всё равно что смотреть, как ребёнок встает на ноги в первый раз: волнует, умиляет, захватывает.

А после этого эмоционального описания давайте обратимся к прагматике.

 

Вот какие лекции будут в нашем курсе:

Лекция 1. Живопись римских катакомб: символы и аллегории. Здесь мы поговорим о том, почему христианское искусство станет по преимуществу символическим в противоположность искусству языческому, и какие символы можно встретить на стенах катакомб чаще всего.

 

 

Лекция 2. Любимые сюжеты из Ветхого завета. Здесь поговорим, почему определённые сюжеты, например, Иона, проглоченный китом, или три отрока в пещи Вавилонской, стали особенно привлекательными для раннехристианских художников.

 

 

Лекция 3. Христиане и язычники. Здесь мы узнаем, почему так часто христиане заимствовали мотивы у своих коллег-язычников и почему мы можем найти изображение и Христа-Гелиоса, и Христа-Орфея.

 

 

Лекция 4. Любимые сюжеты из Евангелия. Здесь разберёмся, почему некоторые евангельские сцены, например, отречение апостола Петра, встречаются особенно часто, и как это связано с политическими и религиозными обстоятельствами эпохи.

 

 

Лекция 5. Старое и новое в христианском искусстве. Здесь мы обсудим довольно абстрактный, но интересный вопрос: отличалось ли христианское искусство принципиально от искусства языческого? Было ли оно единым по духу, умонастроению, мироощущению? Что заимствовали христиане и  что принципиально нового они привнесли, если привнесли вообще?

 

Лекция 6. Закат античности. Здесь мы поговорим о том, как параллельно с рождением нового христианского искусства деформировалось и умирало старое античное языческое искусство Рима.

 

Лекция 7. Римское искусство после перелома. Речь пойдет о знаменитом Колоссе Константина и о том, кто виноват в гибели античного искусства: варвары, христиане или ни те ни другие?

 

 

Лекция 8. Христианские саркофаги. Здесь мы поговорим о таком удивительном явлении, как христианские саркофаги, абсолютно античные по стилю, абсолютно христианские по набору сцен. Прекрасные образцы этих саркофагов есть и в Лувре, и в Капитолийском музее, и даже в Пушкинском музее в Москве. Мы научимся правильно узнавать любимые сюжеты христианских резчиков и разбираться в символике саркофагов.

 

 

Лекция 9. Итоги и вопросы без ответов. Здесь мы ещё раз зададимся вопросом: так ли диаметрально противоположны были мировоззрения языческих и христианских художников? И справедливо ли некоторые историки обвиняют христиан в том, что именно они стали причиной умирания классического искусства?

 

Ну вот, надеюсь, у вас уже текут слюнки в предвкушении. На следующей неделе всё это интеллектуальное богатство сможет стать вашим всего лишь за 500 рублей.

 

P.S.:  Да, еще один важный момент. Вы знаете, что обычно я всегда свои продукты продаю с ограничениями по времени: в понедельник продажу открыли, в воскресенье закрыли – кто не успел, тот опоздал. Делаю я это не просто так: многочисленные эксперименты показывают, что если продукт находится в открытом доступе постоянно, то его никто не покупает. Только ограничение в достаточной степени стимулирует людей. Несмотря на это, многие на меня обижаются: как так – электронный продукт и закончился? Почему это я не могу его купить, когда хочу? А обижать своих читателей я не люблю. Поэтому в этот раз я решил пойти на компромисс: после окончания первого этапа продаж этот мини-курс будет доступен в магазине, но цена возрастет в 3 раза: с 500 до 1500 рублей.