Икона «Ангел пустыни»

Икона эта изображает вовсе не ангела, а Иоанна Крестителя, только необычного, с крыльями. Почему с крыльями? Сейчас объясню.  

Но сначала, как обещал, расскажу о маленьком духовном перевороте, подтолкнувшем меня к изучению этой темы. В Литературном клубе мы недавно прочитали нашумевший роман Водолазкина «Лавр». Если не слышали о книге, поясню в двух словах: «Лавр» — роман о русском целителе, живущем в средние века. Точнее, не столько о самом целителе, сколько о времени, о культуре, о мыслях и, конечно же, о вере людей того времени.

Хотя Водолазкин — филолог и специалист по древнерусской словесности, но книга его, честно признаюсь, меня не поразила. А вот обсуждение этого текста с другими участниками клуба — поразили. В нарушение всяческой теории вероятности, все члены оказались поголовно умными и увлеченными людьми. И каких только тем мы с ними, разбирая роман по косточкам, не затронули!

Мы и сравнительным догматическим богословием немного позанимались (сравнивали воззрения православных и католиков на посмертную участь души).

И вопрос о свободе воли обсуждали, поминая в этой связи трактат «Утешении философией» Боэция.

Очень интересной темой оказалось обсуждение кинетической составляющей русской культуры. Об этой самой кинетической составляющей, помнится, в университете нам много рассказывал профессор по фамилии Петров. Несмотря на фамилию, человек был и оригинальный, и глубокий. Только вот я, оболтус, его лекции прогуливал, о чем сейчас жалею)

Итог: я понял, что предвзято смотрел на древнерусскую культуру, не умел ценить ее красоту и своеобразие. И это необходимо исправить. Наметил себе список для чтения, так что в ближайшее время информации о русском зодчестве и иконописи ждите от меня больше.

А начнем мы прямо сегодня. Возвращаемся к обещанной теме: почему Иоанн на иконе изображен с крыльями?

 

 

«А точно ли это — Иоанн Предтеча?» — спросите вы.

Абсолютно точно. Во-первых, зачастую он подписан) Во-вторых, обратите внимание: возле его ног — маленький кустик, а на кустике – топор. Это — визуализация фразы, которую он произносит, согласно евангелию от Луки:

Уже и секира при корне дерев лежит: всякое
дерево, не приносящее доброго плода, срубают и
бросают в огонь.

Но откуда у него крылья?

А крылья — из пророчества.

Для первых христиан тема ветхозаветных пророчеств была супер актуальной. Ведь в книгах ветхого завета постоянно встречаются упоминание о некоем мессии, который придет и освободит израильский народ. С точки зрения христиан Иисус этим мессией и был. Но в этом еще нужно было убедить упрямых современников!

А лучше, чем сбывающееся предсказание, аргумента нет. Поэтому авторы евангелий постоянно подчеркивают, что то или иное событие из жизни Христа представляет собой исполнение пророчеств из ветхого завета. Правда, многие пророчества — довольно размытые, и «подгонять» их к различным евангельским эпизодам можно было сколько угодно, обладая известной гибкостью ума. И этим охотно занимались средневековые богословы. Пример: в 21-м псалме есть строчка:

спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов, услышав, избавь меня.

Считалось, что страдалец, возносящий эту молитву — сам Христос, а под львом и единорогом имеются в виду казнящие его римские солдаты. И вот появляется средневековая штутгартская псалтирь с таким интересным изображением:

 

 

Итак, параллелей между Ветхим и Новым заветами доискивались постоянно. Как это относится к Иоанну Предтече?

Трое евангелистов в один голос утверждают, что его деятельность была исполнением пророчества из книги Малахии (3:1):

Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф.

То, что посылаемого называют ангелом, вполне логично, ведь само слово «ангел» в переводе с греческого и означает «посланник». Кстати, в Библии подробного описания ангельской внешности нет, однако есть сильное подозрение, что авторы ветхозаветных текстов не представляли их себе крылатыми существами. Вот, например, эпизод из книги Иисуса Навина (5:13):

Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?

Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?

Иисус принимает божьего посланника, то есть ангела, за обычного человека; если бы у того были крылья, вся ситуация была бы абсурдной.

Кстати, в римской церкви Санта Мария Маджоре есть мозаика 5-го века, изображающая эту сцену (простите, лучшего качества не нашел). В верхнем регистре слева — Иисус Навин преклоняет колено перед посланником Бога. Никаких крыльев у последнего нет.

 

 

Однако уже примерно с 5-го века изображения ангелов с крыльями становится стандартом. Ну а раз Иоанн в данном случае – ангел, значит, и у него крылья должны быть.

Икона эта в наших церквях встречается довольно часто; я, например, совсем недавно видел ее в монастыре под городом Валдай. Так что если вам она попадется на глаза, вы будете знать, каково ее происхождение. А значит, статья мной была написана, а вами прочитана не зря)

P.S.: А если вам стало интересно, что это за место такое — Литературный клуб, о котором я упоминал в самом начале, то можете пройтись по этой ссылке: https://fun-for-kids.ru/bookclub/

Чтение и обсуждение «Лавра» в клубе мы уже закончили, но впереди еще множество интересных книг и захватывающих дискуссий. Если вам захочется в них принять участие, то на этой же странице можно и вступить в клуб.