Искусствоведческое расследование

Согласитесь, иногда поиск ответа на вопрос гораздо увлекательнее, чем получение ответа готового.

Поэтому сегодня я предлагаю вам вместе со мной совершить маленькое расследование и разобраться в значении неочевидной детали, которая часто встречается в картинах старых мастеров. Отложите в сторону все дела и заботы, налейте себе чашечку кофе и давайте вместе потренируем наше серое вещество.

С чего всё началось: недавно в Эрмитаже я обратил внимание на триптих неизвестного немецкого художника конца 15 века.

Изображено здесь, конечно, Распятие, и вроде бы всё в этой картине привычно и ясно. Но мне в глаза бросилась одна деталь: бело-синий сосуд, стоящий на земле возле основания Креста. Сосуд подобный встречается в картинах того времени часто: здесь например, его держит в руках Мария Магдалина.

А здесь он тоже стоит на земле, и верхнюю часть накрыто сложенной белой тканью.

Что это за сосуд?

Чтобы дать ответ на этот вопрос, нам нужно будет совершить настоящие научное исследование, пусть и небольшое. Ведь сам-то я ответ на этот вопрос не знал, поэтому  мне пришлось  в нём покопаться. И в этой статье я хочу вам показать саму логику исследования.

Итак, любое научное исследование начинается с выдвижения гипотезы, которая затем проверяется и либо находит себя подтверждение, либо нет. Первая гипотеза, которая пришла мне в голову: это — Грааль.

Грааль фигурирует в многочисленном средневековых легендах, особенно в преданиях о рыцарях круглого стола. Описывают его по-разному: в некоторых средневековых произведениях Грааль — это чудесный камень, наделенный волшебными свойствами. Но в основном всё-таки его изображали в виде чаши, в которую, по легенде, после распятия была собрана кровь Христа.

Возможно, сосуд этот это и есть та самая чаша? Увы, теорию эту другие изображения не подтверждают. В живописи Грааль практически всегда изображали именно в виде чаши: так, например, его показывает английский художник XIX века (картина называется «Искушение сэра Персиваля»).

Здесь Грааль — это хрустальная чаша, наполненная кровью. Средневековые миниатюристы  также представляют Грааль в виде чаши: вот, например, видение рыцарей короля Артура: Грааль здесь — это позолоченный сосуд, который поддерживается двумя ангелами.

В сцене Распятия Грааль тоже часто присутствует, но в виде чаши, в которую ангелы собирают кровь Христа, льющуюся из раны. Вот пример:

Вот ещё один, кисти Джотто:

Итак теория наша не подтвердилась, и нам придется выдвинуть другую.

Может быть, сосуд этот это — сосуд с уксусом? Помните, Христу перед смертью дают напиться уксуса из губки на конце копья. Этот уксус нужно было откуда-то набрать, а значит, должен быть сосуд с ним. Логично? Да.

Однако если мы посмотрим на другие изображения того же сюжета, то увидим, что сосуд там появляется часто, но имеет он именно форму ведра с ручкой, да и держит его римский легионер с копьём, а не Мария Магдалина, что гораздо логичнее. Вот пример такого ведра:

А вот еще один пример:

Как видите, ничего похожего на тот сосуд, значение которого мы пытаемся понять, здесь нет. Значит, и эту теорию мы должны отбросить.

Что же делать дальше? Мой совет таков: если смысл какой-то детали сходу объяснить не удается, нужно искать эту же деталь в картинах на схожие сюжеты. Зачастую таким образом можно напасть на след.

Хронологически после распятия Христа должно следовать Снятие с креста и положение во гроб. Возможно, тут нам удастся найти подсказку?

Бинго! В первой же картине на этот сюжет, кисти Дюрера, мы видим очень похожий сосуд в руках Марии магдалины, которая склоняется над Христом.

И теперь нам становится понятно, что за сосуд имеется в виду: это сосуд с благовониями, которыми должны умастить тело Христа, перед тем как опустить его в гробницу. С похожими сосудами будут изображаться и жёны мироносицы, которые на третий день после смерти Христа приходят к гробнице, чтобы вновь умастить его.

Найдём ли мы похожий сосуд в других сценах оплакивания Христа? Да, найдём, причём не всегда в руках Марии Магдалины; иногда сосуд этот будет держать Иосиф Аримафейский:

Теперь нам становится понятно и присутствие этого сосуда в сцене распятия: находятся он всегда рядом с Марией магдалиной, которая заранее приготовила сосуд с благовониями.

Итак, нам с вами после нескольких неудачных теорий удалось выдвинуть версию вполне правдоподобную, и версия эта подтверждается другими изображениями. Таким образом, наше расследование можно считать удачно завершенным. Надеюсь, вам понравилось это маленькое исследование, которое мы совершили вместе. Пусть никакого глобального открытия мы и не совершили, но сам процесс поиска, который роднит учёного и историка с детективом и агентом, невероятно увлекателен. И именно это я попытался показать в сегодняшней статье, Надеюсь, удачно.