Картина, которую я всецело поддерживаю!

источник

Картина Паулюса Поттера «Наказание охотника» – одна из самых необычных картин в Эрмитаже. Это этакий коллаж – несколько изображений в одном. По краям идут сцены охоты на разных зверей: на кабана, на медведя, на льва. Слева вы видите охоту на обезьян. Их ловят при помощи хитрости. Обезьянам ставят тарелку, наполненную клеем, а в клее плавает лакомство (орехи, персики). Обезьяны берут эти лакомства и приклеиваются. Другой вариант – оставить для обезьяны сапог, вымазанный клеем изнутри. Любопытная макака наденет его и не сможет убежать. Однако самая интересная охота, на мой взгляд, изображена справа. Это охота на леопарда. Ему ставят клетку, внутри которой находится зеркало. Леопард думает, что это другой леопард, бросается на него – и клетка захлопывается. Он пойман.

Интересно, что в этот ряд охотничьих сцен (вполне реалистичных) художник включил ещё две охоты – на этот раз мифологические. Голландцы к классической мифологии не имели особой склонности. Но в данном случае перед нами исключение. Наверху справа Диана и Актеон. Это из греческой мифологии. Актеон – охотник, который во время охоты отбился от своих товарищей и набрёл на красивый грот, в котором неожиданно увидел обнажённую Диану и нимф. Диане не понравилось, что простой смертный увидел её без одежды. Она брызнула на него водой, и Актеон превратился в оленя. После чего его растерзали его же собаки.

Этот сюжет художники изображали часто. В основном их привлекала возможность изобразить превращение человека в оленя. Разные живописцы выбирали разные стадии этого превращения. Например, у Лукаса Кранаха Актеон уже почти полностью стал оленем, но ещё остаётся в сапогах.

Есть варианты, когда у Актеона только-только начинают вырастать рожки на голове. Самый редкий случай – вариант, когда он уже полностью превратился в оленя. Диану всегда легко узнать по изображению полумесяца у неё на голове. В античности культ Дианы был связан ещё и с культом луны. Паулюс Поттер выбирает самый распространённый промежуточный вариант. У него обнажённая Диана указывает на бегущего Актеона рукой. Он несётся со всех ног, и на голове у него уже появляются оленьи рога.

Наверху слева вы увидите сюжет, связанный с охотой, но уже из христианской мифологии. Перед вами святой Губерт, покровитель охотников. По легенде этот юноша вёл распутный образ жизни. Однажды на охоте он прицелился в оленя. Неожиданно у оленя между рогов он увидел сверкающий крест.

Губерт понял, что это знак свыше. Оставил свои греховные пути и ушёл в монастырь.

Итак, две охоты, но охоты фантастические среди охот реальных. А в центре? А в центре наказание охотника – ситуация, когда он с дичью меняется местами. Охотника связывают и приводят на суд. Судья зверей – лев – так же, как и в наших сказках. А ниже? Ниже наказание. Охотника жарят. Присмотритесь: среди языков пламени видно очертание человеческого тела. Его привязывают к вертелу и крутят, делая из него жаркое. Рядом вешают его помощников – охотничьих собак.

Голландское искусство всегда отличалось натуралистичностью, иногда доходящей до намеренной грубости – чего никогда не было в искусстве итальянцев, например. Здесь явный пример такой натуралистичности. У вешаемой собаки опорожняется кишечник. Говорят, что во время повешения именно так всё и происходит. Асфиксия приводит к расслаблению мышц. Однако можно было бы не заострять внимание зрителя на этом неаппетитном явлении. Но Паулюс Поттер предпочитает именно к нему наше внимание привлечь.

Всё в целом, видимо, представляет собой шутку. Наказание охотника – такой своеобразный голландский юмор. Как Паулюсу Поттеру пришёл в голову сюжет – не совсем понятно, потому что, насколько мне известно, литературных параллелей к этой картине не существует. Видимо, это совершенно оригинальная задумка лично художника и одна из самых необычных голландских вещей в Эрмитаже.