Полумесяцы на церковных куполах

Меня, как экскурсовода, часто спрашивают о полумесяце под крестом на куполах православных церквей. Если за каждый такой вопрос я получал бы рубль, то, наверное, давно бы уже вышел на пенсию. Увы, рубля мне не дают. Но не будем о грустном) Лучше разберёмся, откуда же там полумесяц.

Сразу отбросим ерундовую версию о том, что месяц этот в основании креста символизирует торжество православия над мусульманством. Запомните раз и навсегда: никакого отношения к этому полумесяц не имеет. Символ этот возникает на крестах очень древних русских церквей, построенных в то время, когда о каком-то глобальном противостоянии православия с мусульманством речи даже не шло. За примерами далеко ходить не надо: Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге.

 

Откуда же в таком случае взялся полумесяц, и что он означает? Есть две основные версии по этому поводу. Первая связывает его с Богородицей. Давайте вспомним последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис». В этой чрезвычайно запутанной, наполненной странными образами книге есть фраза про «жену, облечённую в солнце; под ногами её луна; и на главе её венец из двенадцати звёзд. Она имела во чреве и кричала от болей и мук рождения».

Что это за жена – не совсем понятно. Разные комментаторы предлагали разные толкования этого места. Некоторые видели в «жене» образ христианской Церкви. Другие же считали, что под «женой, облечённой в солнце» имеется в виду сама Богородица. Такое толкование получило большее распространение в католических странах, где в большом количестве можно найти изображения Богородицы, восседающей на полумесяце – как, например, на картине из немецкого манускрипта 15-го века. Другой пример – так называемая Богородичная колонна на центральной площади Мюнхена. Взгляните: в основании скульптуры также полумесяц.

 

 

Есть и другая версия, которая связывает появление полумесяца с так называемым якорным крестом. В раннехристианском искусстве в живописи римских катакомб часто встречается изображение креста, в основании которого якорь. Видимо, появление его связано было с аллегорией «Церковь – корабль», распространённой в литературе того времени. Действительно, Церковь, как некое судно, наполненное друзьями по вере-матросами, несёт человека сквозь бурное море язычников, наполненное опасностями и искушениями. Апостол Павел в одном из своих посланий сравнивает веру с якорем; ухватившийся за него обретает надёжную почву под ногами. Некоторые исследователи полагают, что со временем именно этот якорь эволюционировал в полумесяц в основании креста.

 

 

Какая из этих версий ближе к истине, сказать сложно. Но паки и паки повторяю вам: никакой связи с противостоянием православия и мусульманства в этом символе видеть не нужно. Это грубое заблуждение.