Вопрос 1 В первой лекции мы с вами вспомнили, что происходило в Европе в 17-17 вв. Главное событие – конечно, Тридцатилетняя война. Всех подробностей этого запутанного конфликта вам знать не нужно, конечно; но иметь о нем общее представление – необходимо. Поэтому вот первый вопрос: как распределились по лагерям европейские страны? Франция и Швеция против Австрии

ЗАГАДКА ПЕРВАЯ: РЕМБРАНДТ ПРЕДЧУВСТВОВАЛ ПУТАНИЦУ? Путаницу с названием я имею в виду. Что «Дозор» вовсе не ночной, об этом не только искусствоведение, но и банальный здравый смысл дружно говорят. Рембрандт изображает стрелковую роту, набранную из состоятельных горожан. В их задачи входило: в военное время – защищать родной Амстердам, в мирное – принимать участие в торжественных

Пусть название статьи вас не удивляет: слово «дегустация» употреблено вполне умышленно. Есть у меня любимое сравнение: разбираться в искусстве – как разбираться в вине. Кто-то его пьет, а кто-то дегустирует. Кто-то морщится от кислинки, а кто-то самым краешком неба ловит чуть пряный земляничный след. И второму напиток дарит больше впечатлений, больше радости. Вот и с

Ладно, давайте начнем сначала. Миф мы все помним: предсказание царю о смерти от руки внука, заключение Данаи в башню, влюбленный Зевс, который Данаю золотым дождем осыпал в буквальном смысле (не то, что нынешние мужчинки…) Интересно, что античные изображения Данаи немногочисленны. Но одно я нашел:     Верить во все это древним грекам, придумавшим астрономию с

ТАКТИКА ПЕРВАЯ: ПРИЙТИ, ДАТЬ ОБЪЯСНЕНИЯ – И НАДЕЯТЬСЯ НА ЛУЧШЕЕ Кто написал донос на Паоло Веронезе, так и осталось загадкой. Заказчики? Вряд ли. Насколько нам известно, монахи-доминиканцы, которым нужно было огромное полотно для  трапезной доминиканской церкви Санти-Джованни-э-Паоло в Венеции, остались работой вполне довольны. Но увы, среди граждан вообще всегда есть граждане бдительные; эта порода неискоренима.

Итак, первое правило, без которого вам ни с одним барочным художником общего языка не найти, мы сформулируем так: барокко – стиль всеядный. Об этой особенности мы уже говорили недавно, когда разбирали картину Ван Дейка из Эрмитажа.     В «Мадонне с куропатками» обнаружились и отголоски средневековых легенд, и ссылки на древнеегипетскую книгу о смысле иероглифов,

Правда, вполне оценить гениальность вы сможете, только узнав имя изображенной. Ведь не обычную девушку изобразил британец Джон Кольер; нет, перед нами – античный персонаж. И пусть ни одежда, ни черты лица на это и не указывают (где прямой греческие нос? Где плавные волны золотистых локонов?), все же задуманы они – не случайно.     Ведь

Знаете, что главное в этой картине?     Нет, не кровавые бинты, не сведенное предсмертной судорогой тело, не зажавшая рану рука (тем более, что рану она на самом деле не зажимает). Тут все тоньше. Тут все дело – в одной неприметной детали… Но давайте по порядку. Художник – Гийом Гийон-Летьер. Название – «Смерть Катона Утического».

Восторг, просто восторг! Вот, вкратце, мои впечатления от картины, когда наконец-то довелось ее увидеть вживую.     «Ослепление Самсона» — ранняя, еще барочная работа Рембрандта. Тут есть и бурное, хаотичное движение; и резкий контраст света и тьмы; и стремительно исчезающая в проеме двери фигура Далилы. Но – и это неожиданный поворот в моих рассуждениях –

Вращаться в придворных кругах – доля и незавидная, и тяжелая. Там требуются особые мастерство и выдержка; там нужно унижаться и унижать, не снимая галантной маски. Лично я бы не справился. Искусством хвалить окружающих, да так, чтобы в ответ не улыбались презрительно, я пока не владею. Я вот искусством оскорблять окружающих, да так, чтобы в ответ