Василий Верещагин, судя по воспоминаниям современников, всегда был о себе как о художнике очень высокого мнения, и не без оснований. А еще он считал, что политичность и такт – это для обделенных талантом (а вот это уже сомнительно). Правду-матку о своих коллегах он резал не стесняясь, что в личных разговорах, что в печати. Но почему

Предмет номер один: мышеловка. Казалось бы, сложно найти предмет более прозаичный и мелкий, чем ловушка для грызунов. И тем не менее даже ей художники прошлого умели придавать глубокий смысл. А может, и не умели… Перед вами — знаменитый алтарь Мероде кисти фламандца Робера Кампена. Его правая створка изображает Иосифа, мужа Девы Марии, за привычным плотницким

Вы уже догадались, наверное, что картина, вдохновившая меня на сегодняшнюю статью — это «Явление Христа народу» Александра Иванова. Ох и намучился же я, составляя сценарий детской лекции об этом шедевре! Непросто объяснить ребенку, почему главное действующее лицо – Христа — Иванов помещает на задний план, делая его фигурку совсем маленькой. Еще сложнее объяснить, какое воздействие

Для начала отметим интересный факт: полноценная и развернутая иконография ада, демонов, страшного суда в русском искусстве возникла довольно поздно, в 16-17 веках, то есть в эпоху, когда европейское искусство уже ощутимо на нас повлияло. Возникает естественный вопрос: а насколько наша традиция изображения инфернального мира оригинальна? На первый взгляд кажется, что не очень: многое мы позаимствовали

Что-то мне подсказывает, что при слове «Василий Поленов» у вас в памяти сразу всплывают «Московский дворик» или «Бабушкин сад»: интуитивно понятные, простые, за душу берущие картины. А между тем Поленов был еще и классицистом масштаба Брюллова или Александра Иванова. И огромное полотно «Христос и грешница» в Русском музее — тому доказательство. Библейская история вам хорошо

Идея сегодняшней статьи родилась не случайно: я ведь потихоньку работаю над циклом детских лекций о русской живописи (выйдут они в сентябре, если все сложится). И первой будет как раз лекция про картину Лосенко. Выбор логичен: Лосенко — один из первых российских исторических живописцев, то есть художников, писавших развернутые полотна на исторические или на мифологические сюжеты.

Возможно, для вас это будет неожиданностью, а возможно, и не будет. Так или иначе, прочитанный вами отрывок из повести Тургенева «Призраки» относится к Петербургу. И такой взгляд на город не уникален. Местом неестественным, мрачным, болезненным, сводящим с ума Петербург изображали многие русские литераторы: вспомните Гоголя, вспомните Достоевского. А в эпоху Серебряного века к этому образу

Ну что, удалось мне заманить вас сюда простеньким копирайтерским приемом под названием «интрига»? Хе-хе) Алексей коварен. Итак, история про натурщика. Впервые эта история появляется в американском сборнике проповедей столетней давности. Сборник составлен был популярным в то время в штате Индиана проповедником по имени Гарри Касселл Дэвис и называется «Commencement Parts». Кстати, книга в сети есть

На самом деле изображен здесь святой Бенедикт. Вообще-то статью о нем я в прошлом месяце написал для членов Литературного клуба. Но думаю, они не обидятся, если я ее и в общей рассылке использую. В Клубе у нас, знаете ли, жадин нет. У нас все добрые и любознательные. И именно ненасытная любознательность участников и заставляет меня

В этой картине есть одна странная деталь, на которую я всю жизнь не обращал внимания. До тех пор, пока подписчица не озадачила меня вопросом. И в поисках ответа мне, как обычно, пришлось зарыться в оригинальный библейский текст. И вот что обнаружилось… Итак, Бруни, «Медный змий». Сюжет в двух словах все-таки напомню: после исхода из Египта