1. Уродливая герцогиня.

Кого именно изображает картина Квентина Массейса, мы не знаем. Может, это и к лучшему? Кому же будет приятно остаться в истории под таким именем))

Да и портрет ли это? Некоторые полагают, что это – пародия на молодящуюся старуху. На ее тщетные попытки продлить «пору свежести и любви» указывает, например, цветок в руке. А может быть, это – просто абстрактное изображение деформированного человека, одна из «гротескных голов», популярных в то время. Так или иначе, именно как «Уродливая герцогиня» эта картина нам известна сегодня.

 

2. Елизавета I Английская.

Про королеву-девственницу, принципиально не выходившую замуж (что неудивительно, если учесть, как обращался со своими женами ее батюшка Генрих VIII, прототип Синей Бороды) вы знаете. Но вот вопрос: почему в руках у нее – решето?

На самом деле, таким образом художник Джордж Гауэр намекнул как раз на факт ее девственности. Сито отсылает к легенде о римской весталке (жрице богини Весты) по имени Тукция. Злые люди обвинили ее в том, что она нарушила обет весталок – хранить девственность. Тукция, чтобы доказать свою невиновность, совершила чудо: принесла из Тибра воду в решете. Так что с помощью этой детали художник сравнивает английскую королеву с римской девственной жрицей. Картина, как говорится, для понимающих))

 

3. В знаменитых «Послах» Ганс Гольбей многое рассказывает о своих моделях при помощи предметов, их окружающих: книги и астрономические приборы – образованность; лютня – изящество и аристократизм.

А что за странная белая штуковина на полу между ними?

Если встать сбоку от картины и посмотреть под нужным углом, становится ясно: это череп! Такое мрачное «memento mori»: сколь бы ти был знатен, богат и умен, помни о смерти, которая всегда рядом. Даже если ее не видишь.

 

4. «Казаки пишут письмо турецкому султану» — в сущности, коллективный портрет: почти все люди, позировавшие Репину известны. Правда, не все они позировали по своей воле. Дадим слово Википедии (мне просто лень пересказывать своими словами))):

«Образ казака с лысой головой и выразительным затылком написан с обер-гофмейстера Георгия Петровича Алексеева, который вначале с негодованием отверг предложение Репина позировать ему в такой неприглядной позе. На помощь художнику пришёл Дмитрий Яворницкий, который пригласил Алексеева посмотреть свою коллекцию монет. Пока Алексеев рассматривал коллекцию сидевший за ним художник сделал необходимую зарисовку. Узнав себя на картине, Георгий Петрович был очень обижен на обоих.»

Вот такая история) А что? Лысый затылок – тоже портрет, если по нему человека можно узнать)

Кстати, давно подмечено, что один из казаков дюже похож на Владимира Владимировича. Но его, пожалуйста, ищите сами)

 

5. Картины в жанре «Ванитас» («Тщета»), аллегорически напоминающие человеку о том, что «прах ты и в прах возратишься», были очень популярны одно время. Но вот итальянец Якопо Лигоцци в попытке убедить зрителя в тщете земных радостей явно хватил через край.

Портрет юной девушки с букетом цветов: молодость, здоровье, цветение, счастье.

А на обороте портрета – разлагающаяся голова: ошметки плоти, трупная чернота вокруг глаз… и сережка в ухе – явный знак того, что перед нами именно женщина.

Существует явно парный портрет мужчины, и тоже с мертвой головой на обороте. Есть версия, что портреты могли быть свадебными: такие парные изображения часто заказывались как подарок молодоженам.

Ничего себе подарочек! Как отреагировал заказчик – история умалчивает)

 

6. И еще о человеческом безобразии: картину Гарландайо обычно называют просто «Старик с внуком» (хотя сейчас на западе появились исследования, авторы которых пыьтаются установить личность изображенного).

А необычен портрет, деформированным носом старика. Интересно, что художник не сделал ни малейшей попытки «отретушировать» лицо заказчика. Но еще интереснее, как ему удалось выявить все внутренние достоинства – мудрость, теплоту, взаимную любовь деда и внука – несмотря на телесное безобразие. Это – никак не насмешка; наоборот, это картина утверждает человеческое достоинство, не смотря ни на что. Очень в духе эпохи Возрождения.

 

7. И наконец, наш любимый Арчимбольдо. Художник этот при дворе автрийского императора Рудольфа II дал волю своей фантазии, создавая самые невероятные портреты-головоломки: лица своих героев он собирал из плодов, оружия, растений. Да вот, собственно, и сам император Рудольф:

Симпатяга, правда?

 

На сегодня у меня все. А какой портрет вы считаете самым интересным/необычным/красивым? Отпишитесь Вконтакте или на Фейсбуке.