На прошлой неделе мы говорили про Лоуренса Альма-Тадему – чрезвычайно образованного и чрезвычайно плодовитого художника-классициста.
Но согласитесь, было бы мерзким шовинизмом не упомянуть про его жену, талантливую художницу Лауру Альма-Тадему.
Но вот беда: я толком не знаю, что рассказать о ее творчестве. Ведь мой конек – непонятные сюжеты, символы и аллегории. А в ее картинах их нет. Так что давайте сегодня просто насладимся красивой живописью, без заумства, ок?
«В хороших руках»
Девушка у постели больного – кого? Брата? Или все-таки сына? Неясно. Зато ясно, что он действительно в хороших руках: столько заботы в ее взгляде. На полу – толстенная книга (рыцарский роман?), под чтение которого он, видимо, и заснул. Под ногой у девушки – грелка.
«Солнечный день»
Это – настоящий гимн детсву, лету, беззаботности и домашнему уюту. По настроению похоже на «Девочку с персиками», вам не кажется?
«Урок Библии»
Бабушка преподает внучке важный урок, а вместо книжки с картинками – голландские синие изразцы. Бабушка – строгая, но сама картина – очень жизнеутверждающая. Она как бы говорит: «Так когда-то учили вас, так вы когда-нибудь будете учить своих внуков. Жизнь продолжается».
«Не оторвешь!»
Я позволил себн вольный перевод названия, в оригинале – « Persistent reader». Самая женская – и самая эмоциональня – картина Лауры. Какой же девушке понравится, когда ей предпочитают книгу? И вся гамма эмоций недвусмысленно написана у нее на лице.
«За чаем»
Девочка с куклами. Умиление.
Кто-то скажет снисходительно: «Сюжеты мелковаты. Дом, семья, дети… Типично женская тематика, ничего возвышенного».
Кто-то, но не я. Во-первых, за такие суждения сейчас можно и огрести (про «пересядь на мужское лицо» слышали?). А во-вторых, мне такая живопись нравится. Ведь искусство должно говорить о важном; а что может быть важнее, чем дом, семья и любовь?
Жалко только, что нет здесь ни одной сложной аллегории, а то руки так и чешутся что-нибудь истолковать)