Читаем непонятную аллегорию из Эрмитажа

В Эрмитаже есть одна картина… На самом деле, не одна) Но именно эта меня всегда интересовала.

Внимания от туристов она почти не получает: не повезло ей застрять между голландцами и Рубенсом. А между тем в ней много странного: чудесный райский сад; два непонятных человека, пожимающие друг другу руки; но самое главное – голова птицы, почему-то торчащая из чаши весов!

Попробуем разобраться, в чем тут дело:

Картину эту, написанную Ян ван Баленом, называют Аллегорией благочестия. Находится она в зале 248. И все в ней вроде понятно. Благочестие обитает в райском саду, полном цветом и экзотических животных. Из сада изгоняется злоба – женщина с растрепанными волосами (справа). Так часто изображали злобу, например:

Зато в саду живут Справедливость (с мечом), Изобилие (с рогом изобилия) и Мудрость (она представлена в образе Афины; узнать богиню легко по голове Медузы на ее щите).
А что это за парочка, жмущая руки? Лица вроде одинаковые, а одеты по-разному…
Рискну предположить, что это – аллегория двух жизненных путей: Vita activa (жизнь деятельная) и Vita contemplativa (жизнь созерцательная). Мысль о том, что человек может идти по одному из этих путей, и на каждом возможно достижение счастья, была очень популярной в эпоху возрождения. Считается, что две фигуры, созданные Микельанджело для капеллы Медичи, представляют как раз аллегорию этих двух путей: задумчивый Лоренцо Медичи – Vita contemplativa…

… а воинственный Джулиано Медичи с маршальским жезлом в руках – Vita activa:

В нашей картине Жизнь деятельная – это персонаж с короне и раззолоченной мантии; Жизнь созерцательная – его двойник в простом лаще. Ну а рукопожатие их означает, что лучшим для человека является разумное сочетание этих двух начал.
Пока все просто, правда? Но давайте-ка присмотримся: что один из них держит в руках?
Весы.
А что на весах?
На одной чаше – головы волка (или собаки) и кабана, а еще – павлинье перо:

На другой – линейка, угольник, удила и… птичья голова!

К чему все это?
На самом деле, все довольно просто. Звериные головы – это символы смертных грехов. Еще со средних веков у каждого из них было свое звериное «воплощение». Как правило, волк – гнев или алчность; свинья – чревоугодие (как здесь, например):

А павлин – гордыня:

Что же перевешивает силу грехов? Конечно, добродетели. А именно: Умеренность, которую символизируют удила (ведь с их помощью сдерживают бег горячего коня; так же и человек должен сдерживать порывы своих страстей). Похожее значение имеют линейка и угольник: будучи инструментами математиков, они ассоциировались с Разумом, помогающим человеку в борьбе с искушениями.
А что с птичьей головой?
На самом деле, это не просто птица; это – журавль. И здесь он не случайно. Античные писатели считали, что когда стая журавлей устраивается на ночлег, одного всегда оставляют на страже, и он, чтобы не заснуть, берет в лапу камень. Если журавль задремлет, лапа его разожмется, камень упадет и – бульк! – разбудит соню. Вот как журавля изображали средневековые художники:

Поэтому журавль – традиционный символ Бдительности и Осторожности.

Вот такая у нас сегодня непростая аллегория. Впрочем, мы успешно ее разъяснили. И мы молодцы, я считаю)

 

P.S.: а если вы собираетесь в Петербург и вам нужен хороший гид, который может рассказывать такие вот интересные вещи о картинах (и не только) — тогда вам сюда: https://vk.cc/9hmD8r