Я уже писал о мифе, согласно которому самсон в Петергофе – вовсе не Самсон.

А сегодня мы разберемся с другой интересной загадкой этого персонажа, а именно: почему Самсон разрывает льву именно пасть?

 

Напомню, как конфликт Самсона со львом описывается в Библии: «И пошёл Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев, рыкая, идет навстречу ему.

«И сошёл на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было.»

Как видите, про разрывание именно пасти здесь ничего не сказано; скорее, имеется в виду, что Самсон льва разорвал на куски. Справедливости ради, в искусстве были попытки изобразить сцену именно так. Вот, например, итальянский барельеф, где Самсон отрывает льву лапу:

Но это – скорее исключение. В основном Самсон разрывает льву именно челюсти. Так его изображает, например, Рубенс (а равно и бесчисленное множество других художников):

В чем же тут дело?

 

Согласно одной из версий, все дело в античном наследии. Я говорил, говорю и буду говорить: без знания античности невозмжно понимать искусство более поздних эпох, ибо античная культура – это фундамент всей культуры европейской. И зачастую образы перекочевывали из античности в средние века, меняя содержание, но сохраняя форму. Здесь – как раз такой случай.

 

Перед вами – один из барельефов Парфенона: греческий герой поражает кентавра:

Какая поза лучше всего передаст физическое доминирование? Греческий мастер нашел удачное решение: герой опирается коленом на спину побежденного кентавра, придавливая его к земле.

 

Видимо, эффектное решение понравилось, потому что его решили использовать еще раз:

И еще раз, но уже для другого сюжета: Геракл ловит Киренейскую лань:

Со временем эту схему – победитель прижимает побежденного коленом к земле – заимствуют для совсем уж негреческих сюжетов. Вот, например, иранский бог Митра убивает быка. История тут совсем другая, но жест – тот же самый:

Так что вполне логично предположить, что когда средневековые мастера искали выразительное решение для истории Самсона и льва, они, не долго думая, позаимствовали проверенный временем образец: Самсон – сзади, прижимает льва к земле коленом. Как здесь, например:

Или здесь:

Ну а дальше дело за здравым смыслом: что в таком положении Самсон может отрывать у льва? Хвост? Это как-то несерьезно. Гриву? Еще хуже. А вот разрывать пасть, находясь у льва на спине, очень удобно.

 

На том и порешили.

 

Ну вот, теперь можете при случае озадачить своих друзей вопросом: «Почему Самсон именно пасть разрывает?» А потом блеснуть интеллектом.

 

P.S.: только после акта жесткого интеллектуального доминирования не забудьте упомянуть, что автором этого изящного объяснения был немец Фриц Заксль. Это для соблюдения справедливости и мирового баланса))