Чтобы ответить на эти вопросы, нужно определить, что мы точно знаем о «Чёрном квадрате»:
1. Впервые «Чёрный квадрат» появляется как элемент декораций футуристической пьесы «Победа над Солнцем» (1913 г.). В V акте I действия («1 деймо») «Чёрный квадрат» заменяет «Пленённое Солнце». Несмотря на провокационную алогичную сущность и форму пьесы, что совершенно характерно для футуризма, её общее содержание абсолютно прозрачно.
Пьеса состоит из двух действий («деймо», как называет их автор, М.В. Матюшин). В первом действии человечество покоряет природу («Солнце»), во втором действии представлен новый мир, построенный на чуждых современности физических принципах («Чёрный квадрат«). Этот вариант картины-декорации не сохранился.
2. Новое появление «Чёрного квадрата» — «Последняя футуристическая выставка 0,10» (1915 г.). Среди десятков полотен выставки «Чёрный квадрат» Малевича явно выделялся, т.к. демонстративно находился в «красном углу», на месте иконы. Картины в ночь перед выставкой Малевич развешивал лично.
Исследование этого полотна в рентгеновских лучах, проведённое в 2015 г. (классический способ исследования живописи уже более полувека, позволяющий проследить процесс работы художника), выявило под «Чёрным квадратом» некую нефигуративную композицию и надпись карандашом «битва негров».
Эта надпись — безусловная аллюзия на шуточную картину Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». «Битва негров», написанная в 1882 г. представляла собой полностью покрытый чёрной краской холст. Кстати, в следующем 1883 г. Алле выставил парную «Битве негров» картину ««Хлоротичные девицы идут к первому причастию в снежную пору», представлявшую собой белый лист бумаги.
Альфонс Алле — французский эксцентричный писатель, художник, музыкант и юморист, скончавшийся за десятилетие до выставки 1915 г. Широко известен один из его многочисленных ироничных афоризмов: «Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать послезавтра».
3. Выставку футуристов 1915 г., на которой появился «Чёрный квадрат«, организаторы назвали «последней» , но уже в 1916 г. была проведена следующая. В каталоге напротив ряда своих работ Малевич указал: «Содержание картин автору неизвестно».
В том же году оппонент Малевича Татлин устроил выставку «Магазин», куда не взял картин своего соперника. Малевич явился на выставку лично с изображённым на лбу нулём. Впоследствии Малевич любит отождествлять свои картины, в том числе, Чёрный квадрат, с «нулём форм» термином, заимствованным у другого футуриста, Бурлюка.
4. Ещё три варианта «Чёрного квадрата» были написаны в 1923, 1929 и 1932 гг. специально для биеннале в Венеции, экспозиции Третьяковской галереи, а также выставки «Художники РСФСР за XV лет» соответственно. Предполагается, что вариант 1923 г. создан не Малевичем, а его учениками. Сегодня из четырёх сохранившихся вариантов два хранятся в Третьяковской галерее, один — в Эрмитаже, один — в Русском музее.
5. В первые послереволюционные десятилетия Малевич крайне востребован, участвует в большом количестве художественных объединений, выступает с речами, проводит персональные выставки, занимается преподаванием, назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСа»
6. Скончавшийся в 1935 г., Малевич сам написал сценарий своих похорон и определил облик «декораций» к ним. Чёрный квадрат был изображён на гробу, вариант картины 1923 г. висел в изголовье гроба во время гражданской панихиды, вариант 1932 г. был закреплён на грузовике-катафалке, тот же образ был представлен на памятнике художника. Малевич говорил, что «Чёрный квадрат»- лучшее, что он написал.
7. По поводу «Чёрного квадрата» на выставке 1915 г. один из самых авторитетных художественных критиков Серебряного века, лидер объединения «Мир искусства» Александр Бенуа написал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер.»
«Чёрный квадрат» цитируется в картинах многочисленных художников, среди которых: Иван Клюн, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Любовь Попова, Эль Лисицкий, Лев Юдин, Татьяна Глебова, Константин Рождественский, Николай Суетин, Владимир Стерлигов и Александр Родченко; Василий Кандинский и многих других.
Итак, что же в итоге? Что зашифровал Малевич «Чёрным квадратом»? Боюсь, что ничего.
Сначала идея приходит Малевичу при подготовке декораций к пьесе «Победа над Солнцем». Задача, очевидно, была максимально эпатировать публику, поэтому вместо Солнца была предложена тьма.
Тот же элемент эпатажа безусловен и на выставке 1915 г. с иконой -«Чёрным квадратом», что было замечено современниками. Очевидно, сначала Малевич хотел написать на холсте другую композицию, но почему-то вспомнил весёлую провокацию Алле с его неграми, что для памяти и записал карандашом на холсте, чтобы впоследствии закрасить полотно чёрной краской, как и французский юморист. В это же время Малевич заимствует у Бурлюка выражение «нуль форм» и всё время объясняет своё творчество через этот образ. Так из шутки француза появляется знаковое произведение русского авангарда с глубочайшим смыслом (на самом деле — нет).
Советы первые десятилетия экспериментируют в области искусства и сначала заигрывают с авангардистами, на что с радостью идёт Малевич, создатель нового искусства. Для многочисленных выставок он дублирует своё произведение, которое считает самым удачным, ведь оно уже давно знакомо и памятно зрителю.
Жирную точку в превращении «Чёрного квадрата» в классику живописи становятся громкие похороны Малевича, последнего героя «художественного либерализма» первого десятилетия советской власти.
Ну а поскольку советская власть потом Малевича, как и авангард вообще, не любила, Малевич становится своеобразным манифестом в среде художественной эмиграции, диссидентов, ну и либералов от искусства, начиная с эпохи Перестройки.
Итак, далеко не каждое произведение искусства следует воспринимать непосредственно. Попытки размышления над «Чёрным квадратом» в поисках неких «тайн» и «великих откровений» напоминают попытку выучить китайский язык, подробно разглядывая китайскую газету. Её можно разглядывать час, день, неделю, год, приложить все свои знания смежных дисциплин, восхищаться округлыми линиями иероглифов, сопоставлять их с утончённостью чайной церемонии и очертаниями Великой китайской стены – китайский язык всё равно не выучишь. Чтобы выучить язык, нужно засесть за учебник и записаться на курсы языка.
Так же и с большинством произведений искусства. Прежде, чем рассуждать о них, нужно знать факты. Иначе любое размышление окажется бесплодным. Вот почему мы предлагаем присоединиться к «Литературному клубу», где мы подробно проанализируем «Чёрный квадрат» современной русской литературы – нашумевшее произведение загадочного Виктора Пелевина «Трансгуманизм».
Аллюзии к буддизму и манихейству, Кастанеде и Бунину, марксизму и Древнему Египту, голливудскому кино и Пути самурая – без их понимания современная отечественная литература так и останется для Вас «Чёрным квадратом» – эпатажным, провокационным, и совершенно непонятным. «Чёрным квадратом», по поводу которого профаны обожают поболтать, а профессионалы лопаются от смеха, слушая эту болтовню.
Хотите стать профессионалом? Тогда вот вам ссылка: https://fun-for-kids.ru/product/litklub/