Итак, у нас есть поэт – и есть скульптура. С чего начать? Начну с последней, пожалуй. Артемида из Габий:     Личность богини определили по короткому хитону (для резвой охотницы – наряд самый подходящий), а имя дали по месту находки. Время и авторство определили «на глаз»: четвертый век, школа Праксителя (как различать школы, я вас

Если хоть раз в жизни вам в голову приходила мысль, что родители вам достались непростые… то сейчас вам станет стыдно. Ибо ни одной семье в истории не приходилось так тяжко, как этому греческому роду… Виток первый: Тантал, вхожий на Олимп, решает проверить: правда ли боги – всезнающи? Для проверки он не находит способа лучше, как

В битве античности со средневековьем последнее всегда побеждает. Ну, по крайней мере, когда я курсы о них продаю)) Как я ни стараюсь, а заинтересовать людей искусством Эллады – сложнее. Почему? Думается мне, причина – любовь к тайнам и символам. Каждому хочется ощутить себя причастным к секрету, овладеть особым языком. А лес средневековых символов – это

Вопрос первый Существует популярное заблуждение: мол, ветхий завет в русской культуре отражен слабо; по нему больше европейцы средневековые специализировались. Уж и не знаю, откуда эта идея взялась? Казалось бы, картины на ветхозаветные сюжеты писали и Александр Иванов, и Николай Ге, и Федор Бруни… Разумеется, обо всех этих живописцах мы в курсе будем говорить. Как и

В самой знаменитой трагедии Шекспира Гамлет, держа в руке череп, произносит такие слова: That skull had a tongue in it, and could sing once; how the knave jowls it to the ground, as if it were Cain’s jaw-bone, that did the first murder! Великий князь Константин Романов (известный вам как К.Р.), переводя историю принца датского

Красивое название картины Боттичелли – Derelitta – на самом деле есть результат бессилия историков.     В картине этой и правда нет ни одной детали, за которую можно было бы зацепиться в поисках объяснения. Да, есть стены и ворота, но они скорее издеваются, чем помогают. Боттичелли как бы специально сделал архитектурное окружение плачущей девушки максимально

Хорошо было древнегреческим художникам! Ведь боги, потребные их заказчикам, были так осязаемы, так понятны. Аполлон – стройный красавец с лирой, Гефест – суровый работяга с кузнечным молотом. У Зевса – ручной орел, у Артемиды – лань, у Посейдона – чешуйчатые морские кони. Как все это изобразить, понятно, и заумная теология тут не нужна. А вот

Именно такой наказ получает Лот с семьей от ангелов, выводящих их из осужденного Содома. Что будет дальше, нам известно: жена Лота, ослушавшись, бросит-таки взгляд через плечо – и превратится в соляной столб. Эпизод этот вы найдете и в готическом соборе…     … и на фреске Рафаэля:     Иногда художник будет изображать историю во

Иконостас этот – великолепен и подозрителен. В чем заключается великолепие, пояснять не надо: просто посмотрите на эти барочные перевивы!     А вот что вызывает подозрительность, так это набор и порядок размещения икон. То, что иконостас первого крупного храма, сооруженного в Петербурге при Петре, не соответствует старинным русским схемам, видно невооруженным глазом. Например, деисусный ряд