Сегодня предлагаю поговорить про Диониса и его супругу. Это – тот самый случай, когда мы привычный античный миф помним, но наполовину. Начало у нас в памяти хорошо отложилось, а вот конец обычно забывается.
Давайте, я вам напомню. Ариадна – это та самая Ариадна, которая помогает Тесею расправиться с Минотавром. Помните: афиняне каждый год отправляют на Крит семь юношей и семь девушек, которых отдают на съедение Минотавру. Тесей отправляется добровольцем. Спускается в лабиринт, закалывает Минотавра, а выйти наружу ему помогает путеводная нить Ариадны, которая даёт ему с собой клубок, который он разматывает и потом по этой нитке находит обратную дорогу. Happy end – Тесей забирает Ариадну и плывёт с ней домой в Афины. Однако по дороге Тесею приходит в голову, что, может быть, в Афинах Ариадне не очень-то обрадуются. Она ведь с Крита. А критянам афиняне платили кровавую дань много лет. «Не буду рисковать» — думает Тесей. И по дороге спящую Ариадну оставляет на острове Наксосе. Некрасивый, с его стороны, поступок, я согласен. Они такие – мужчины! Но эта история тем не менее будет иметь счастливый конец, потому что на Наксосе Ариадну находит Дионис, который проходит мимо. Ариадна молодая, симпатичная; она ему нравится. И она становится его женой. Это если пересказать миф в двух словах. Свадьба Диониса и Ариадны была сюжетом популярным и в эпоху Возрождения, кстати говоря, тоже. Тициану принадлежит прекрасная картина на этот сюжет.
Но давайте мы с вами сосредоточимся всё-таки на античности и посмотрим, как изображали античные скульпторы свадьбу Диониса с Ариадной. Тут нас ждёт много сюрпризов. Посмотрите на первый пример:
Здесь свадьба уже состоялась, и Дионис с Ариадной едут в колеснице. Это традиционный способ представлять Диониса. Колесница его запряжена то ли пантерами, то ли леопардами. Диониса всегда изображают с разного рода хищными кошками. Почему? Возможно, причина заключается в том, что в цикле мифов о Дионисе есть сюжет о его походе в Египет. Дионис отправляется в экзотическую страну, покоряет её, возвращается оттуда триумфатором. По этому поводу была написана целая гигантская поэма «Деяния Диониса». А Египет, естественно, ассоциировался с разного рода экзотическими зверями. Возможно, таково происхождение этих хищных кошек.
Кто ещё входит в свиту Диониса? Естественно, вакханки. Напомню: Вакх – это римский вариант его имени. Вакханки – женщины, сопровождавшие своего бога и впадавшие в священное безумие. Именно такими они здесь изображены. Одна из них бьёт в кимвалы, у другой что-то вроде бубна. И под звуки этой ритмической музыки они начинают кружиться, изгибаться, приходить в экстаз. К вакханкам мы с вами ещё вернёмся.
Сначала давайте посмотрим на ещё несколько барельефов. Вот следующий. На нём тоже представлена процессия Диониса и Ариадны.
Они сидят в колеснице, её также тянут дикие кошки. Но заметьте: на спине одной из кошек сидит маленький эрот с крылышками. Этот образ нам с вами несколько раз встречался и ещё несколько раз будет встречаться. Эрот – который покоряет иногда Геракла, иногда Кентавра, иногда дикого хищника. Считается, что такие образы, очень популярные в Римскую эпоху, намекали на торжество любви над грубой силой. Возвышенное чувство любви укрощает даже диких животных. В остальном процессия Диониса достаточно стандартна: есть вакханки, есть сатиры (его всегдашние козлоногие спутники). Но гораздо интереснее для нас с вами те барельефы, которые изображают только-только намечающуюся встречу Диониса с Ариадной.
Любопытно, что изображения эти, как правило, содержатся на саркофагах. В Римскую эпоху саркофаги получили большое распространение, потому что римляне практиковали трупоположение. То есть они, как правило, не сжигали своих мертвецов, хотя трупосожжение у них тоже было. Но всё-таки богатых людей обычно хоронили в саркофагах. И естественно, хороший саркофаг был признаком статуса. Поэтому на них не скупились. Зачастую они имеют самые прихотливые украшения. Давайте посмотрим на несколько.
Здесь Ариадна в правом углу. Она ещё спит. Сатир приподнимает укрывающую её одежду и указывает на неё Дионису. А сам Дионис окружён свитой. Вновь вы здесь видите многочисленных сатиров. У них в руках — маски. Напомню, что именно с праздниками, которые справлялись в честь Диониса, связывают появление греческого театра. Тут и вакханки, бьющие в бубны и кимвалы. Идёт пляска – необузданная, дикая. Два льва, которые служат постаментами этому саркофагу, как бы удивлённо закатывают глаза и вытягивают морды вверх, наблюдая за тем, какие непотребства там, наверху, происходят.
Взгляните на следующий саркофаг.
Здесь то же самое: Ариадна спит, Дионису указывают на неё. Но здесь в его свите, помимо козлоногих сатиров, появляются ещё и многочисленные кентавры. Как видите, римским резчикам нравилось окружать Диониса самыми разными фантастическими существами – чудовищами, причудливыми химерами. Кентавры тоже относятся к этому разряду. Вокруг Диониса концентрируется всё фантастическое, всё необычное. Заметьте, что на этом саркофаге есть очень любопытная сценка. Она у вас приведена отдельным изображением. Это сценка нежной любви между мамой-кентаврихой и её маленьким кентаврёнком. По-моему, выглядит совершенно очаровательно.
Наконец ещё один саркофаг, предназначенный, видимо, для пары – мужа и жены.
Они изображены в тондо, в центре саркофага. Вновь Дионис, вновь Ариадна. Но на этот раз не спящая, её везут в колеснице – справа. Диониса везут ей навстречу в колеснице – слева. Колесницы запряжены кентаврами. А внизу видны разные фантастические существа, которые вступают друг с другом в шуточную битву. Слева маленький сатирик на козле, а справа (посмотрите) обезьяна, которая оседлала пантеру. Вновь эта любовь к фантастике, к чему-то необычному, сказочному здесь проявляется.
Итак, что мы с вами видели? Мы увидели весёлые сцены разгульных пиров, которые везде сопровождают Диониса. Мы увидели его свиту, состоящую из самых странных фантастических существ. И все эти изображения украшают саркофаги. Почему? Почему римские скульпторы такие весёлые и фривольные сцены помещают на гробы? Тут нужно вспомнить, с чем был изначально связан появившийся в Греции культ Диониса. Культ этот носил оргиастический характер. Иными словами, последователи этого культа женщин называли вакханками, мужчин, соответственно, вакханами (но это слово как-то не прижилось). А вот вакханки — получило большое распространение. Последователи этого культа периодически, когда приходило время справлять вакханалии, удалялись из городов и деревень в леса и там впадали в священное безумие. Обильные возлияния, вино, ритмическая музыка – всё способствовало тому, что люди впадали в экстатическое, трансовое состояние. Греческие писатели говорят о том, что вакханки в безумии кружатся по лесам, изгибаются, пляшут как сумасшедшие. Иногда они приобретают при этом невероятную силу и склонность к насилию. В Греции были распространены изображения вакханок, которые голыми руками разрывают животных (кроликов или козлов). А в трагедии Еврипида «Вакханки» они в преступном безумии убивают собственных детей.
Да, культу Диониса была свойственна эта кровавая сторона. Когда он начал получать распространение в Римской империи, Римский сенат издал декрет о вакханалиях, в котором эти самые вакханалии были строго запрещены, потому что кто его знает, чего они там на своих тайных собраниях творят. Тем не менее, как подчёркивают многие авторы, эти праздники, во время которых человек забывал самого себя, как бы вырывался из ритма повседневной жизни и впадал в изменённое состояние сознания, были для древнего человека способом сбросить стресс, сбросить напряжение, забыть о постоянном страхе. Не забывайте, что жизнь в древнем мире была полна опасностей и тревог в большей степени, чем сейчас. Иными словами, это следование за Дионисом, это участие в его оргиастическом культе давала (пусть на время) человеку чувство свободы, собственной силы, единения с божеством, в некотором смысле даже бессмертия. Может быть, именно поэтому изображения Диониса с его свитой, с его женой Ариадной так часто встречаются на саркофагах. Эти жизнерадостные, наполненные бьющей через край жизненной энергией сцены, должны были быть противопоставлены идее смерти. Да, человек умирает. Но в то же самое время в жизни есть мощные позитивные силы, которые воплощаются в Дионисе и Ариадне: силы плодородия, силы любви, силы союза мужчины с женщиной, которые составляют как бы светлую сторону бытия – противоположность смерти.
Согласитесь, вы никогда не задумывались о том, какое значение в культуре античности (особенно Римской эпохи) приобрёл образ Ариадны. Нам с вами она всегда была знакома только как женщина, которая позволяла Тесею выбраться из лабиринта. На самом же деле образ её был гораздо более сложным и гораздо более многослойным. В чём мы с вами только что и убедились. Надеюсь, этот экскурс был для вас любопытным.