Шанс переосмыслить всё то, чему нас когда-то учили в школе. Оказывается, Репина не заботила судьба несчастных бурлаков, а бравый гусар со знаменитого портрета — вовсе не Денис Давыдов.

Кому понравится: Тем, кто любит и знает русскую историю. Принципиальное отличие Русского музея от Эрмитажа, например, заключается в том, что художники, представленные в Эрмитаже, — люди совсем другой эпохи, другой культуры. Они эмоционально, по-человечески нам не близки. Что мы знаем о Рубенсе или Рембрандте? Практически ничего. А вот Репин или Суриков для нас — несоизмеримо более живые люди. Да и жили они не так давно – 150 лет назад. И жили в стране, нам понятной и знакомой. Картины Эрмитажа для нас – это вырванные из потока истории окаменелые артефакты. Тот факт, что Леонардо да Винчи в Мадонне Бенуа, возможно, намекает на заговор Пацци – для нас, может быть, и любопытен, но мало о чём говорит. Потому что не помним мы, что это за заговор Пацци такой. А вот тот факт, что «Охотники на привале» Перова дали повод Достоевскому порассуждать о загадках русского национального характера, или то, что картина «Тайная вечеря» Ге подтолкнула Щедрина на статью о русском революционном движении – нам гораздо более понятен. Ведь мы знакомы с историческим контекстом, в котором это писалось и говорилось.

Кому не понравится: маленьким детям. Заинтересовать их Русским музеем ещё сложнее, пожалуй, чем Эрмитажем. Всё-таки в Эрмитаже есть и античная скульптура, и мумия, и картины на мифологические сюжеты, которые можно захватывающе рассказать ребёнку. В Русском музее всё это тоже есть, конечно, но не в таком количестве.

Экскурсия в Русский музей в Санкт-Петербурге

Как проходит экскурсия: экскурсию по Русскому музею я начинаю обычно непосредственно во дворе Русского музея, где у входа нас встречают львы. На львах этих в 1924 году сотрудники музея развешивали и просушивали на солнце картины, пострадавшие во время огромного наводнения.

russkiy-muzey-navodnenie-1924-min

 Войдя в Русский музей,  мы сразу поднимемся на второй этаж и пройдём для начала через залы, посвящённые иконописи. В Русском музее небольшая, но добротная коллекция икон, хотя именно на них я сосредотачиваться не люблю. Потому что иконы – это настолько специфический жанр, что о них нужно либо говорить отдельно и подробно, либо не говорить вообще. Мне ближе второй вариант. Поэтому начнем мы с вами с залов, посвящённых живописи петровского времени.

Посмотрим на копию с восковой маски Петра I и попытаемся разобраться, была ли действительно у него базедова болезнь, как утверждают медики, или же он просто имел несколько несуразное лицо с рачьими, навыкате глазами.

Затем перейдём к живописи Елизаветинской эпохи и почувствуем себя в роли критиков. Ведь нам предстоит поискать грубые ошибки на полотнах художника Вишнякова.

А потом двинемся к знаменитому портрету Екатерины II Левицкого и займёмся расшифровкой всех тех аллегорий, которые в нём заключены. В помощь нам статья, написанная самим Левицким, который благоразумно счёл, что нужно дать зрителю ключи к разгадке его картины – иначе зритель не справится.

После этого нас ждут два гиганта: Брюллов и Айвазовский. Я много и долго буду рассказывать вам про картину Брюллова «Гибель Помпие», разбирая все её неочевидные детали. А в конце мы узнаем, почему ректор Академии художеств Бруни назвал эту картину «яичницей».

Посмотрим мы и на эскизы Иванова к «Явлению Христа народу».

Затем спустимся на первый этаж и начнём знакомство с золотым веком русской живописи: Суриков, Репин и Васнецов.

В картине Васнецова «Витязь на распутье», похоже, есть двойное дно. Мы узнаем какое.

Картины Сурикова «Переход Суворова через Альпы» и «Покорение Сибири» вызвали резкую критику его коллеги художника Верещагина. И мы обсудим, справедливы ли были нападки Верещагина на суриковские полотна.

Ну, а Репин попотчует нас «Торжественным заседанием Государственного совета», «Казаками, пишущими письмо турецкому султану». Про эту картину есть замечательный исторический анекдот. Оказывается, одного из героев картины Репин писал тайком, сидя в шкафу, потому что позировать он отказывался. И естественно, «Бурлаки на Волге» — картину, которую в советское время трактовали, похоже, совсем неправильно.

После этого нас ждёт Поленов и передвижники. А на закуску – замечательная картина Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». Картина наполнена солнцем, морем и любовными вибрациями.

Если у вас останутся силы и желание, мы наведаемся после основной композиции ещё и в корпус Бенуа, где нас ждёт Кандинский, который оставил нам ключ к пониманию своего творчества в книге «Точка и линия на плоскости» и «О духовном в искусстве». Основываясь на их текстах, я и попытаюсь вам объяснить систему, которой придерживался первый русский абстракционист.

И Малевич, тоже, кстати говоря, написавший пять томов стихов и философских текстов. Впрочем, они нисколько не помогают понять его картины. Скорее, наоборот, запутывают зрителя ещё больше. Самая загадочная фигура русского авангарда – Филонов – и его потрясающие, хотя и вгоняющие некоторых зрителей в депрессию, картины.

Стоимость индивидуальной экскурсии по Русскому музею — 5500 + билеты.

Продолжительность — около трёх часов.

Чтобы заказать у меня экскурсию, пожалуйста, заполните форму обратной связи. Обещаю связаться с вами максимально быстро!

Shortcode [wpdevart_forms id=1] does not belong to any form. Form has been either deleted or shortcode inserted incorrectly.

А еще у меня можно заказать индивидуальную обзорную экскурсию по Петербургу