Пять говорящих деталей в Петербурге

ДЕТАЛЬ ПЕРВАЯ: НЕОБЫЧНАЯ СКУЛЬПТУРА

 

 

Эта композиция находится на Большой Морской улице. Вроде бы чувствуем, что аллегория перед нами; но чего аллегория? Непонятно. Могучая дама в доспехах – то ли Афина, то ли нет; под щитом у нее старик спрятался, в руках свиток держит… Начинаем перебирать в уме классические аллегории – Мудрости, Мужества, любви к отечеству… Нет, ни одна не подходит.

 

Я ларчик между тем просто открывается. Переводим глаза ниже – и обнаруживаем на фасаде надпись: «Россия». Имеется в виду не страна, а крупнейшее в 19 веке страховое общество.

 

 

Теперь, исходя из контекста, и группу на крыше истолковать нетрудно: перед нами – аллегория страхования! Дама в шлеме – надежная компания, своим щитом (читай – страховкой) прикрывающая от любых невзгод. Старик – довольный клиент; свиток в руке – страховой полис, только на античный манер. Потому что так благороднее получается.

Группа эта – и вправду интересный пример того, как язык классических аллегорий приспосабливают для новых, современных явлений. В этом – весь предреволюционный Петербург; передовая столица, не желающая порывать с традицией. Город, в котором новаторское содержание облекают в веками овеянную, благородную форму.

 

ДЕТАЛЬ ВТОРАЯ: АЛХИМИЧЕСКАЯ ЯЩЕРИЦА

Вот она, на фасаде дома в начале Гороховой.

 

 

То, что перед нами – не просто ящерица, а именно саламандра, ясно с первого взгляда. А саламандра – это ведь живущий в огне дух, то на ящерицу похожий, то на девушку. Алхимики с этими духами дружили и часто в своих текстах упоминали.

«Ага! – воскликнет подкованный турист, — Значит, здесь и собирались петербургские алхимики? (А заодно и масоны наверняка, потому что все они – одного поля ягоды).

Но как всегда прагматик Алексей, не верящий в заговоры и мистику, вас возвращает на прозаичную землю: нет, не масоны здесь собирались, а страховые клерки. Потому что находилось в здании еще одно страховое общество. Называлось оно, как вы уже догадываетесь, «Саламандра», и продавало страховки от пожаров. Отсюда и герб фирмы (вполне, замечу, подходящий).

 

ДЕТАЛЬ ТРЕТЬЯ: ВЕРЕТЕНО

Помните, что я говорил про чисто петербургскую верность традициям и почтение к прошлому? Следующая деталь – наглядное воплощение этого принципа.

Чем занималась знаменитая фирма «Зингер», думаю, вам объяснять не надо. И что здание их штаб-квартиры – один из главных архитектурных шедевров на Невском проспекте, вам любой гид объяснит.

 

 

Да и без гида даже это видно, невооруженным глазом. Внимание к себе постройка приковывает сразу: стеклянный купол, для того времени – невероятно футуристичный; фасад отделан полированным гранитом и украшен бронзовыми фигурами.

А вот что в руках у фигур?

Веретено в руках! А ниже, под правой рукой, – швейная машинка.

 

 

Чувствуете, как тонко? Перед нами – связь времен. С чего начали – и к чему пришли. И конечно, чувство гордости: мы, сотрудники фирмы, причастны к этому прогрессу. Нашими стараниями человечество от веретена к швейной машинке перешло. А что-то еще будет, что-то ждет нас впереди!

Оптимистично, красиво и умно.

 

ДЕТАЛЬ ЧЕТВЕРТАЯ: ПЕЧАЛЬНЫЙ АНГЕЛ

Дом на улице Жуковского так и называют в городе: «Дом Печального ангела».

 

 

О чем ангел печалится, неизвестно. А вот попытаться проникнуть в замысел архитектора Косякова, придумавшего такое необычное украшение, можно.

 

 

Дело в том, что сам дом построен был в 1904 году. А улица получила свое название – в честь поэта Василия Жуковского – двумя годами раньше, в 1902-м. А теперь вдумаемся: разве образ улице не идеально подходит? Ведь у романтика Жуковского постоянно фигурируют загадочные, неземные создания, да и чувство возвышенной печали в его поэзии разлито. Например, вот как начинается его поэма «Пери и ангел»:

Однажды Пери молодая
У врат потерянного рая
Стояла в грустной тишине;
Ей слышалось: в той стороне,
За неприступными вратами,
Журчали звонкими струями
Живые райские ключи.
И неба райского лучи
Лились в полуотверзты двери
На крылья одинокой Пери;
И тихо плакала она
О том, что рая лишена.

Похоже? По-моему, очень похоже. Так могло ли быть так, что Василий Косяков, человек образованный, решил таким образом почтить великого поэта (и своего тезку, кстати?). Версия, на мой взгляд, соблазнительная, и мне нравится. Что, впрочем, неудивительно: я же сам ее придумал))

 

ДЕТАЛЬ ПЯТАЯ: СОВА-ЦВЕТОК

И раз уж мы забрели на улицу Жуковского, давайте здесь нашу прогулку и завершим. Но не раньше, чем поглядим на мою любимую петербургскую сову!

Вообще-то каменных сов в городе – сотни. Любили наши архитекторы птицу мудрой богини Афины. И водятся у нас совы на любой вкус: задумчивые, страшные, сонные. Но та, что на Жуковского обитает, мне нравится больше других. Вот она:

 

 

И сова, и цветок. Смысла в ней глубокого, признаюсь, нет, но ведь здорово же!

И таких деталей в Петербурге – сотни. Но их нужно уметь заметить, и нужно правильно понять. Так что повторюсь: если этим летом планируете посетить северную столицу – за экскурсиями обращайтесь ко мне. Мои гиды работают только в индивидуальном формате, а значит, все их внимание сосредоточено будет на вас. Дорого, но оно того стоит.

А если поездки такой не планируете – просто продолжайте мои статью читать каждую недели. У меня ведь каждая статья – маленькое виртуальное путешествие)

P.S.: все фотографии в статье взяты с незаменимого сайта citywalls.ru