КАРТИНА ПЕРВАЯ, С ЯЙЦОМ
Так называемый Алтарь Монтефельтро кисти итальянца Пьеро делла Франческа находится в Милане.
Вроде бы все понятно: Мадонна с младенцем в окружении святых. Святые узнаваемы: Иоанна Кресттеля отличаем по одежде из верблюжьей шерсти, святого Франциска – по стигматам. В латах и на коленях, разумеется, заказчик.
Но начинаем, уже приученные Алексеем, приглядываться – и сразу находим интригующие детали. Например, коралловые бусы на шее младенца: они же явно не просто так. Да и рисунок на красной ткани под ногами Марии… сомнительный такой.
Но главная загадка – конечно, яйцо. Вот оно, нахально свисает на веревочке прямо по центру картины, дразнит искусствоведов. К чему бы такое яйцо? Непонятно…
Нет, версия красивая есть, конечно. Но объяснит она появление яйца лишь в том случае, если мы признаем, что оно – не просто, а страусиной. Но тут все зыбко. Вы вот на глаз страусиное яйцо отличите? Вот и я нет)
КАРТИНА ВТОРАЯ, С ЗАЙЦАМИ
Ну, хорошо, не картина, а готический собор. Не цепляйтесь к словам; важна ведь суть.
А суть – в зайцах.
Вот они, кружат в окне собора в английском городе Пандеборн. Зайцев три, и ушей у них тоже – три на всех.
Я когда их впервые увидел, понадеялся, что от неудовлетворенного любопытства аппетит потеряю и пару килограммов сброшу. Не сработало) Но любопытство все равно душу бередит: что зайцы означают?
Есть версия, что три зайца и три уха намекают на догмат о Троице. Но версия слабовата. Хотя бы потому, что такой заячий хоровод в готическом искусстве встречается неожиданно часто! Но далеко не всегда зайцев три. В Лионе, например, четыре:
Есть про них пара очень интересных статей. Вроде бы мотив пришел в Европу откуда-то с востока; но это не точно. А почему зайцы так понравились готическим архитекторам – и вовсе загадка. Историки думают)
КАРТИНА ТРЕТЬЯ, СО ЗЛОБНЫМ ГНОМОМ
И снова – не картина! Но вы поняли уже, что я со словами вольно обращаюсь, и на меня не сердитесь)
Итак, три скульптуры, украшающие фасад собора в Шартре. Слева направо: Валаам, царица Савская и царь Соломон.
Узнать их можно по фигуркам под ногами. Присмотритесь: у Валаама – его же упрямая ослица; у царицы Савской, страна которой, как тогда считалось, находится где-то в Африке – кучерявый, явно негроидной расы, слуга. А вот у Соломона…
А у Соломона – злобный карлик! И он тоже не дает мне покоя! Хотя до потери аппетита и тут не дошло)
Лично мне приходит в голову такое объяснение6 известно, что в это время в арабском мире образ Соломона трансформировался. Мудрый библейский царь на востоке превратился в мага, повелителя джиннов, хозяина волшебного червяка Шамира, питавшегося камнем. Эти представления вполне могли доходить до Европы. Возможно, перед нами – как раз один из джиннов, что состояли у Соломона в услужении?
Версия не идеальная, но лучше у меня нет…
КАРТИНА ЧЕТВЕРТАЯ, КОТОРУЮ ВЫ ЗНАЕТЕ)
Мне даже название писать не нужно. Просто посмотрите – и узнаете сразу:
Но, как это часто бывает, на знаменитом полотне есть деталь, которую никто не замечает. Вот она:
Девочка с курицами, подвешенными к поясу. Спрашивается: что она там делает, среди стрелков роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга? Не место это совсем для девочки. И потом: откуда она с курицами идет? С рынка? А на рынок она всегда в дорогущем шелковом платье бегает?
Внятных объяснений предложить не могу…
КАРТИНА ПЯТАЯ, С ВЕДЬМОЙ!
То, что Дюрер выбрал для очередной гравюры такую тему – неудивительно: ведь его эпоха – это как раз пик процессов о ведовстве. И ведьма вроде правильная: на козле, задом наперед, с веретеном. Все, как современники Дюрера их представляли.
Но вот почему помогают ей ангелочки крылатые? Да, конечно, Дюрер побывал в Италии, насмотрелся на тамошние картины, где ангелочки такие (или путти, как их еще называют) все время летают и порхают. Для итальянцев они уже лишились религиозного смысла и использовались просто для декора. Дюрер, конечно, мог их использовать в такой же манере.
И все… ангелочки – и ведьма? Очень странное сочетание. Есть о чем подумать.
P.S.: из сегодняшней статьи мне трудно вывести глубокую мораль. Ограничусь очевидным: искусство – это потрясающе интересно! И чем больше о нем узнаешь, тем интереснее становится. Именно ради этого и стоит знакомится с ним поближе: чтобы мозг бурлил, мысль не впадала в спячку, а жизнь была полна поисков и открытий. Так веселее.
Именно поэтому я очень надеюсь увидеться с вами на курсе «Первые шаги в искусстве», который стартует в следующий понедельник. Он – как раз для новичков. Если вы раньше плотно искусством не занимались, но уже понимаете, что вам в этот мир очень хочется погрузиться, только нужен надежный и знающий проводник – считайте, что нашли такого. Это – я)) И в понедельник я вам о новом курсе напишу и все расскажу подробно.
Вы главное, не пропустите.