Удивительная история пятиконечной звёздочки

Как ни странно, история пентаграммы начинается вовсе не с герба СССР и даже не с сатанинских шабашей. История начинается с хорошо известного нам с детства старика Хоттабыча.

 

 

Как Вы, конечно, помните, всемогущего джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба освободил из древнего кувшина советский школьник Волька. Почему же всемогущий джинн сам не мог выбраться из сосуда? Потому что кувшин был запечатан царём Сулейманом.

Действительно, в мусульманской традиции библейский Соломон, он же Сулейман, обрёл силу над духами благодаря неким печатям. Рукописный набор этих печатей с Ближнего Востока в средневековье пришёл в Западную Европу и был многократно издан в мистическом трактате «Ключ царя Соломона».

Самыми популярными печатями стали две хорошо знакомые нам звёздочки – пятиконечная (пентаграмма) и шестиконечная (гексаграмма).

Пентаграмма стала так широко известна, что её изображали даже на дверях деревенских домов – и делали это, как Вы догадываетесь, не тимуровцы, а сами владельцы, защищая таким образом жилище от нечистой силы. Средние века сменились эпохой Возрождения – а это не только Леонардо да Винчи и Рафаэль, но и расцвет магии. Колдуны предпочитали призывать ангельские и нейтральные потусторонние сущности – а вот чтобы во время ритуала не явился какой-нибудь злой дух, они рисовали вокруг себя пятиконечную звезду. Так что, думается, если бы гоголевский Хома Брут лучше разбирался в теории магии и наряду с кругом нарисовал бы вокруг себя пентаграмму – ни панночка, ни Вий ему были бы не страшны.

 

 

Неудивительно, что и масонство, появившееся три сотни лет назад, стало использовать звёздочку – и до сегодняшнего дня «пламенеющая звезда» – важнейший элемент убранства масонской ложи. Ведь с точки зрения масонов, их главная цель – передача великого древнего таинства, сокрытого в ритуалах и иероглифах. Проще говоря, по мнению масонов, наиболее могущественные символы, в том числе, пентаграмма – их наследие. Наследие, которое иногда случайно или сознательно частично приоткрывалось профанам.

 

 

Итак, пятиконечная звезда что в масонской, что в магической традиции призвана отпугнуть или даже поработить злую силу, а вовсе не привлечь её. Так откуда же взялась ассоциация между пентаграммой и сатанизмом, такая популярная ныне?

Тут всё дело в авторитетном (в том числе, в масонской среде) французском оккультисте XIX века Элифасе Леви. Элифас Леви нарисовал свою собственную колоду карт таро, на одной из которых был изображён козлообразный Бафомет. А на лбу Бафомета – пентаграмма. В комментарии к карте Леви сообщает, что Бафомет является языческим олицетворением сил природы – для египтян он дескать был Мендесом, а для греков Паном — но, конечно, никаким не сатаной. Ведь сатана — поверженный ангел, а вовсе не козлообразный монстр. В качестве подтерждения Леви, по собственному утверждению, нарисовал на лбу Бафомета пентаграмму – ведь дьявол не может выдержать такого знака.

 

 

Сатанисты же, оформившиеся только в XX веке, объявили, что Бафомет в изображении Элифаса Леви – это как раз сатана и потому пентаграмма – именно его символ. С точки любых предшествующих эзотерических традиций – это жутчайшая ересь, но весьма распространившаяся на сегодняшний день среди широкой невзыскательной публики. Неудивительно, что и масоны, использующие этот знак, прослыли за сатанистов.

А как же коммунисты? Какая всё-таки пентаграмма оказалась на Кремле и на советском гербе – защитная, сатанинская, масонская? Ни та, ни другая, ни третья. Своему появлению в советской геральдике пентаграмма обязана военным и эсперантистам.

 

 

Пятиконечные звёздочки как знак отличия на эполетах командного состава ввёл двести лет назад император Николай I, никакого отношения ни к масонству, ни к оккультизму не имевший. По имени античного бога войны они получили название “марсовы звёзды”.

В советской символике звездочка впервые появилась  в соответствии с приказом Л.Д. Троцкого от 7 мая 1918 года: «марсова звезда с плугом и молотом… есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной Армии».

Через полгода упоминания плуга и молота исчезают и, согласно приказу Реввоенсовета от 15 ноября 1918 года, «отныне революционный знак – Красная звезда является выражением единства Красного Флота и Красной Армии».

Троцкий, в условиях Гражданской войны и интервенции формировавший новую советскую армию, срочно должен был найти какой-то ясный символ, ассоциирующийся с вооружёнными силами, но не напрямую с монархической Россией. Таковой он нашёл в Марсовой звезде.

 

 

Утверждают, что толчком к этому явился эпизод с партийным товарищем Троцкого, членом Совнаркома Николаем Крыленко. Крыленко был увлечён международным языком эсперанто и носил на груди зелёную пятиконечную звёздочку, символ эсперантистов. Троцкий однажды поинтересовался у Крыленко значением этого значка. Оказалось, что звезда имела в виду людей пяти континентов, объединённых общим языком. Троцкому идея понравилась, только советская звезда стала красной, ведь она стала символом Красной армии: не язык, а пролетарская диктатура должны были объединить мир. Ни Троцкий, ни Крыленко, ни создатель языка эсперанто и его эмблемы к масонству никакого отношения не имели. И к сатанизму, естественно, тоже.

Вот мы и разобрались с удивительной пентаграммой. Ну а если Вас интересуют иные таинственные символы, а также история «экспертов» в этой области – загадочных масонов, читайте новинку — книгу моего друга Юрия Нежинского «Масонский Петербург», которую с понедельника можно будет в течение следующей недели купить со значительной скидкой.