Генетические эксперименты в средневековой Португалии

Периодически мои подписчики присылают мне ссылки на всякий бред из интернета. Некоторые — чтобы вместе посмеяться, некоторые — чтобы наставить меня на путь истинный. Вторым уже ничто не поможет, а первым я очень благодарен, потому что разбор бреда всегда можно превратить в интересную статью.

Так получилось и сегодня: Зоя Савинова прислала мне ссылочку (Зоя, спасибо!). Если интересно, можете сами по ней пройти и почитать: https://starmidgard.livejournal.com/228251.html

А если лень, объясню в двух словах: на картине португальского художника Васко Фернандеса изображена аллегория Непорочного зачатия.

 

 

Но автор статьи уверена, что длинные юбки женщины, представляющей это самое непорочное зачатие, скрывают на самом деле змеиные хвосты! А вы что, не знали, что по интернету гуляет теория: якобы в средние века реально существовали змееногие дамы, и длинные шлейфы средневековых платьев нужны были как раз для того, чтобы под гуманоидов маскироваться.

А откуда змеиные ноги взялись? Конечно, они были результатам генетических экспериментов инопланетян, а может, рептилоидов; по этому поводу наука еще в непонятках. Зато доказательства генетических опытов есть железобетонные: двое ангелов на картине держат в руках непонятные круглые прозрачные штуковины. Что это, как не приборы из инопланетной лаборатории для взятия генетических образцов?

 

 

Смех смехом, но вопрос в статье поднят и вправду интересный: что за штуки в руках у ангелов? Тут нужно разбираться, и именно этим мы сегодня и займемся. Кстати, у меня с моим другом Юрием Нежинским, который вам наверняка уже хорошо знаком, была нешуточная дискуссия по этому вопросу. Юрий предложил несколько своих версий, но ни одна из них мне не понравилась. Поэтому их приводить не буду; пусть сам напишет в своей рассылке, если захочет. А я озвучу единственную убедительную и, по чистой случайности, мою собственную версию.

Сначала давайте разберемся: а что изображено на картине? Сюжет этот и вправду часто называют аллегорий Непорочного зачатия. Проблема в том, что он очень похож на другой сюжет — Вознесение Девы Марии. История о телесном вознесении Марии в Библии не упоминается, но в виде легенды в средние века была очень известна, а не так давно у католиков и вовсе стала догматом. Ну а поскольку непорочность — это, если хотите, главный атрибут Девы Марии, то эти два сюжета в живописи зачастую сливаются настолько, что различить их невозможно. Да и не нужно в данном случае: ведь непорочное зачатие художники часто наделяли теми же самыми атрибутами, что и саму Деву Марию.

Картин, изображающих Вознесение Марии, сохранилось множество. Схема одна и та же: Дева на облаках взмывает ввысь, вокруг нее ангелочки.

 

 

Любопытно, что иногда дева стоит не только на облаках, а еще и на полумесяце.

 

 

Это потому, что часто образ Девы Марии сливался еще и с образом Жены, облаченной в солнце, которая упоминается в Апокалипсисе:

И явилось на небе великое знамение: жена,
облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на
главе ее венец из двенадцати звезд.

А теперь давайте присмотримся к тому, что держат в руках ангелочки, Деву окружающие. Мы увидим пальмовую ветвь — традиционный атрибут христианских мучеников; белую лилию — цветок Марии, указывающий на ее чистоту. Но обратите внимание: есть еще один предмет, который встречается практически во всех картинах на этот сюжет. Предмет этот — зеркало.

 

 

Вот оно-то нам и нужно. Зеркало как атрибут Девы Марии уходит корнями в средневековье. Тогда в среде образованных клириков сложился целый набор метафор, которые описывали Деву Марию, причем упор опять-таки делался на ее непорочность, на чистоту, которую она сохранила после рождения Христа. Сравнивали ее, например, с затворенной башней, имея в виду ее ненарушенную невинность. Фонтан жизни — еще один устойчивый эпитет, ведь Дева подарила миру Христа, который есть воскресение и жизнь.

Но был еще один очень распространенный образ: Марио называли «speculum sine macula», то есть «зеркало без изъяна». Опять-таки имелась в виду ее незамутненная чистота.

В средние века существовали картины, на которых Дева изображалась в окружении всех этих предметов, как бы парящих в воздухе. Вот пример; Видите зеркало самом центре?

 

 

Со временем некоторые образы из этого списка вышли из употребления, а некоторые продолжали устойчиво ассоциироваться с Девой Марией. Вот откуда изображения зеркал в сценах ее Вознесения! Догадываетесь, к чему я клоню? Непонятные штуки в руках у ангелочков — это на самом деле маленькие зеркала. Да, с первого взгляда их за зеркала не принимаешь, но если начать приглядываться, все встает на свои места. Особенно посмотрите на этот фрагмент: зеркало абсолютно прозрачное, то самое зеркало без изъяна.

 

 

Вроде бы все хорошо. Но исследователь должен быть честным до конца. И в интересах научной объективности признаюсь, что к моей теории есть один мощный контраргумент, а именно: в XV — XVI веках очень редко использовались маленькие зеркальца с ручками. На всех изображениях, дошедшие до нас от того времени, зеркала достаточно большие, с выпуклым стеклом, и при этом без ручки: они либо висят на стене, либо смотрящаяся в зеркало женщина держит его прямо за раму.

 

 

Это противоречие меня долго смущало. Но на ловца и зверь бежит: как раз во время подготовки этой статьи я наткнулся вот на такое изображение, тоже примерно XVI века и тоже, кстати, из Португалии!

Искушение святого Антония: у демона в руках — маленькое зеркальце с ручкой! Правда, у демона зеркало черное, но это уже другая история…

 

 

Конечно, версия с зеркалом не лишена изъянов, и критиковать ее можно. Но для меня она бесконечно удобнее и убедительнее, чем версия о генетических экспериментах инопланетных пилотов. Надеюсь, для вас тоже.

P.S.: а еще, если вам где-нибудь будут попадаться в интернете интересные глупости, обязательно присылайте их мне. Я буду делать на их основе разоблачительные статьи, и мы будем вместе сеять разумное.