В сегодняшнем выпуске мы, как всегда, оттолкнемся от одной непонятной картины и попытаемся раскрыть ее смысл. Для этого нам придется размотать целый клубок символов и смыслов. Нить, вдоль которой мы будем двигаться, проведет нас из древней Греции через Средние века в Эпоху Возрождения. Все, как мы с вами любим.
Итак, вот наша отправная точка: Лукас Кранах — известный немецкий художник эпохи Возрождения.
Что изображено? Всем нам хорошо знакомый Купидон, пухлый крылатый малыш со стрелой в руках. Стрела его, как вы помните, вселяет любовь в сердца людей.
Но есть еще один, необычный вариант этой картины. В нем купидон одной рукой указывает вниз, на то, что у него под ногами. А под ногами у него – книга, по корешку которой написано «Платон». Другой же рукой купидон снимает с глаз повязку.
К чему все это?
Давайте вместе поищем ответ на эту иконографическую загадку. Начнем с рождения купидона. А родился он в Древней Греции, и звали его тогда не купидоном, а эросом. Эрос греков был совершенно не похож на знакомого нам шаловливого малыша: это был скорее юноша. Крылатый, часто в колеснице, совершенно не склонный к ребяческим играм и забавам. Любовь — дело серьезное, а порою трагическое, и греки это хорошо понимали.
А вот римляне относились купидону с меньшим пиететом. У них он становится пухленьким малышом, и лук чего делается игрушечным. Купидон склонен к забавам и дурачествам, хотя отношение к нему было все еще позитивным. Самое знаменитое, пожалуй, скульптурное изображение купидона — это «Купидон и кентавр»: здесь малыш связывает кентавра. Считается, что в скульптуре этой заключена аллегория: купидон, то есть Любовь, способен обуздывать низменные инстинкты человека (ведь кентавры, полулюди-полузвери, считались носителями жестокости и необузданных страстей).
А вот средние века стали для купидона по-настоящему темными. Отношения христианских писателей к языческим богам разнилась. Некоторые считали их просто выдумками, некоторые полагали, что боги на самом деле были демонами, котором люди поклонялись в силу собственного невежества. В любом случае отношение к плотской любви, источником который считался купидон, в средние века стало резко отрицательным. Ничего, кроме греховности и соблазна, в ней не видели. А значит, и купидон стал искусителем, толкающим человека в объятия похоти.
Именно в это время он ослеп. Средневековые изображение купидона (справедливости ради, немногочисленные) представляют его с повязкой на глазах. Вот пример: Купидон, Венера и три Грации.
«Ясное дело! — скажете вы, — Повязка эта в том смысле, что любовь зла, полюбишь и козла….» То есть любовь – слепа. Действительно, в современной культуре любовь часто предстает слепой именно в этом смысле. Но слепота средневековой любви имело другой смысловой оттенок.
В то время слепота физическая в основном символизировала слепоту духовную. Духовная слепота — это незнание христианских истин, удаленность от Бога. Самый частый слепой персонаж в средневековом искусстве — это Синагога с завязанными глазами. Синагога, отвернувшаяся от слова Нового завета, невидящая божественного света. Вот пример: синагога на главном фасаде собора Нотр-Дам в Париже.
Видимо, средневековый купидон тоже слеп именно в этом смысле. Он толкает людей на ложный путь плотских удовольствий. Он духовно слеп.
Новый поворот в его судьбе наметился в эпоху Возрождения. Правда, долгое время отношение к нему оставалось подозрительным. Например, на знаменитой картине Боттичелли «Весна» купидон все еще слеп.
Но вскоре все изменится. Ведь уже основана недалеко от Флоренции знаменитая Академия под руководством Марсилио Фичино. Появляется новое философское течение – неоплатонизм, которое развивает и усложняет идеи Платона.
Неоплатонизм был грандиозным интеллектуальным экспериментом, имевшим целью примирить философское учение Платона с положениями христианства. Грандиозным этот эксперимент оказался как по своей сложности, так и по своему успеху: практически все интеллектуалы той эпохи так или иначе были знакомы с этой концепцией.
А что у них с любовью? Еще у Платона мы находим упоминания о двух Афродитах — земной и небесной. Первая порождает плотскую любовь, вторая — возвышенную любовь не к телу, но к душе другого человека. Неоплатоники развили, усложнили и уточнили это учение. Плотскую любовь они считали однозначно злом. Предаваться ей достойно животных, но никак не человека. А вот платоническая любовь — это, безусловно, благо. И тут нужно заметить, что любовь в понимании неоплатоников, хотя и должна была быть чистой и возвышенной, все же отличалась от христианской любви, любви, которую может испытывать брат к сестре. Тут был тонкий смысловой оттенок: любовь у неоплатоников оставалась любовью мужчины к женщине, только облагороженный, очищенной.
Был в их учении и другой важный момент: оно предполагало постоянное самосовершенствование. Никто не рождается с открытыми духовными глазами. Никто не имеет способности предаваться возвышенной любви от природы. Но каждый может в себе эту способность развить путем постоянных духовных упражнений и правильного образа жизни. Неоплатонизм — это учение о постоянном движении вверх по лестнице духовного самосовершенствования.
Именно здесь кроется разгадка картины Лукаса Кранаха. Купидон — это любовь, восходящая от низменной, земной, животной — к возвышенной, духовной. Основываясь на трудах Платона (которые буквально находятся в основании купидона), она прозревает. Отсюда и жест купидона — снятия повязки собственных глаз. Как видим, отзвуки интеллектуальной жизни Италии были слышны и за Альпами.
В заключение скажу, что отвлеченные, казалось бы, философские споры о природе любви не теряют актуальности и сегодня. Прекрасна ли любовь? Дарит ли она людям счастье? Безусловно. С другой стороны, любовь может быть источником многочисленных неприятностей. Простой пример: молодая пара расписывается через полгода после начала отношений. Эмоции кружат голову, и они не тратят время на то, чтобы пожить вместе и притереться, присмотреться к друг другу. Они уверены, что все у них будет хорошо. Ой ли? Какой процент разводов в современной России?
Так вот, мне интересно ваше мнение. Для вас любовь — скорее источник возвышенного счастья, или коварное чувство, которое может ослепить и толкнуть на глупости? Стоит ли с ней держаться настороже? Что подсказывает ваш жизненный опыт?