Есть под Петербургом город Кронштадт (точнее, был город, а стал – район Петербурга, хоть и расположен на отдельном острове). А в Кронштадте есть великолепный Морской собор, недавно отреставрированный не без участия Светланы Медведевой (которую я в этом самом собое как-то раз живую видал, представляете?)))
Собор и вправду захватывает дух:
Денег на него было потрачено… да никто толком не знает, сколько. Но точно знаю: друг моего друга был на реставрации субподрячиком. Занимался золочением куполов. И дом себе построил, пока золотил. Не такой большой, конечно, но симпатичный)
Но не будем о низменном. Давайте лучше о нашем любимом: о симвлике. Не все знают, что архитектор Василий Косяков, проектируя собор, голову себе не ломал и ничего не придумывал. Он просто брал образы из знаковых раннехристианских построек и переносил их в собор, почти не меняя.
Вот пример: олени над главным входом:
Помню, они меня в свое время удивили: к чему бы олени такие? Но еще больше я удивился, когда обнаружил очень похожее изображение в одном из старейших христианских храмов, а именно в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне (середина 5 века):
В итоге разгадка оленей оказалась проста. Это – остылка к фразе из 41-го псалма:
Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!
Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!
Встречаются эти олени в средневековом искусстве довольно часто. А вот почему художники из всей Книги Псалмов (где их, между прочим, аж сто пятьдесят один) так охотно иллюстрировали именно этот, — остается загадкой.
Кстати, мне в свое время не давало покоя сходство этих двух оленей с другим символом, часто встречающимся у буддистов (в частности, над входом в буддийский храм в Петербурге): две лани смотрят на колесо:
Нет ли здесь связи, думал я. Нет, никакой) У буддистов по поводу ланей своя легенда: как только Будда достиг просветления, он ощутил могучую потребность поделиться обретенной мудростью с людьми. Но людей поблизости не оказалось, зато из лесу очень удачно вышли две лани, которым он и начал проповедовать. Многое ли они восприняли – неизвестно; но буддисты с тех пор их дюже уважают)
А вот второй любопытный символ: пустой трон (точнее, престол), а на нем – крест.
Это – заимствование вообще без изменений: в Равенне, в том же самом мавзолее, есть такой же:
Обычно его трактуют как символ второго пришествия: трон пустует до Судного дня, когда Христос, как Царь Вселенной и Судия, займет свое место на нем, чтобы судить грехи человечества.
Ну и напоследок – загадка: есть в соборе вот такое изображение креста:
А вокруг него – буквы. Чтоб вам было лучше видно – вот схема:
Вопрос – что они обозначают? Сразу скажу: значение некоторых угадать невозможно, нужно просто знать (ну, или в Википедии нужную статью найти)) Но у некоторых значение отгадать довольно легко))