Есть в Эрмитаже, в одном из залов первого зала, необычная скульптура: женщина в львиной шкуре, с дубиной в одной руке и веретеном – в другой. Вот об этой-то даме и ее необычных метаморфозах мы сегодня и узнаем).
Скульптура, которая нас с вами интересует, изображает Омфалу – царицу, которой Геракл, совершивший в приступе безумия убийство, был отдан в рабство на три года, для того чтобы искупить своё преступление. Омфала, дабы унизить Геракла, заставляла его заниматься женской работой: прясть пряжу; носить женскую одежду. Сама же она забрала себе его главные атрибуты – львиную шкуру и тяжёлую палицу. Именно так её обычно и изображают. Но я в этой главе хочу вам показать, как интересным образом образ Омфалы начинает двоиться, а потом ещё и троиться. Его используют для обозначения самых разных идей. И вот за этим развитием образа мы с вами сейчас и проследим.
Та скульптура, которая находится в Эрмитаже, относится, наверное, к наименее интересному типу изображений Омфалы. Это просто информативная скульптура, которая представляет царицу с атрибутами, позволяющими нам её опознать: на голове у неё шкура, в руках дубина, в другой руке она держит веретено, которое как бы протягивает Гераклу. Есть многочисленные изображения такого рода. Например, одно из них находится в Австрии, в Шёнбрунне. Омфала опять-таки в львиной шкуре, опирается на дубину – изящная дама, атрибуты которой придают ей дополнительное очарование и делают образ интересным и многоплановым.
Однако есть гораздо более любопытные варианты её изображений. Самое старое из тех, что мы имеем, относится ещё к Архаической эпохе, видимо, к VII веку до нашей эры — это голова Омфалы, которую можно узнать по львиной шкуре, выступающей вместо капюшона.
Она намечена едва-едва, тем не менее, присмотревшись, можно понять, что в данном случае изображено. Омфала здесь представлена как грозная царица. На губах её играет архаическая улыбка – такая вот загадочная улыбка очень часто изображалась античными скульпторами в VII – VIII веках до нашей эры. И то, чему же улыбаются статуи того времени – это до сих пор большая научная загадка. Современные учёные полагают, что изначально Омфала могла быть богиней восточного происхождения, которая воплощала в себе представления о женском могуществе и жестокости. Видимо, в данной скульптуре отражён именно этот её аспект.
Со временем греки (а и в большей степени римляне) начинают относиться к Омфале несколько иначе. С одной стороны, в её восприятии есть очень чётко ощутимая ироническая струя. То есть изображения Геракла и Омфалы становятся просто шаржами, карикатурами. Вот, например, античная скульптура: Омфала со своими привычными вам уже атрибутами, а Геракл рядом с ней абсолютно нелеп.
У него на голове дурацкий женский колпак. Женское платье сидит на нём самым забавным образом, свисает неопрятными складками, обнажая грудь. Это явно ирония над героем, попавшем в унизительную и неприятную для себя ситуацию. Видимо, такой же юмор – травестия – насмешка над переодеванием и обменом ролей мужчины и женщины содержится в римской мозаике. В центре бородатый Геракл с женским веретеном. Омфала восседает на троне. В клеймах, которые окружают центральную часть мозаики, содержатся изображения двенадцати подвигов Геракла.
Однако не только насмешку можно обнаружить в античных изображениях этого героя. Посмотрите на следующую фреску. Омфала изображена сидящей на троне. Геракл чуть ниже прилёг отдохнуть.
Заметьте: он здесь не занимается прядением (по крайней мере веретена у него в руках не видно). Но самое главное для нас заключается в том, что в картине присутствуют многочисленные крылатые амурчики. Одни вешают стрелы Геракла на дерево, другие тащат его палицу. Присутствие этих амуров указывает на то, что, видимо, в данном случае история Геракла и Омфалы становится иллюстрацией к очень популярной в это время в римском обществе идее о том, что любовь является главным вселенским принципом, которая направляет жизнь всего мироздания, которой покорно всё – в том числе и грубая сила. Изображений, которые иллюстрируют эту мысль о превосходстве любви над силой и жестокостью, очень много. Видимо, к их разряду относится знаменитая скульптура эрота, который оседлал кентавра.
Кентавр (получеловек-полуживотное) традиционно считался в античности воплощением как раз звериных качеств человека – жестокости, необузданности, похоти. А крылатый эрот, который сидит у него на спине, явно покоряет его, как раз и намекает на то, что высшие проявления человечности могут одолеть низшую сторону человеческой природы.
Такое использование сюжета о Геракле и Омфале сохранится и в дальнейшем. Например, художник эпохи Возрождения Паоло Веронезе для своей «Аллегории мудрости и силы» возьмёт именно этот сюжет: Геракл в львиной шкуре; спутница его – очевидно, Омфала (хотя было бы логичней, если бы Веронезе изобразил в львиной шкуре именно её); у неё над головой сияющий кружок – символ мудрости; ногой она опирается на глобус; на земле перед ней лежат монеты и корона – это символизирует власть мудрости над всем мирозданием. И сила в образе Геракла тоже ей покоряется.
Кроме того, в античности наметилась другая линия в истории взаимоотношений Геракла и Омфалы – линия эротическая. Эта сторона их отношений получит своё выражение и в искусстве нового времени – в наибольшей степени, наверно, у французского художника Буше. Здесь от истории подчинения Геракла Омфале не осталось и следа. Наоборот, перед нами сцена счастливого союза, заряженная сексуальной энергией.
На то, что перед нами именно Геракл, намекают два купидончика. Один из них держит шкуру, другой – веретено. Но они введены сюда исключительно как декоративные элементы. Повторяюсь: это не история рабства, это история счастливого любовного союза.
Посмотрите, насколько это отличается от того, как к этому сюжету подходит, например, Рубенс. Рубенс в своей картине продолжает именно традицию ироничного, насмешливого отношения к несчастному Гераклу, который попал в рабство к Омфале. И у него царица хватает героя за ухо, как нашкодившего мальчишку.
Самое любопытное – это то, что в античности существовала ещё и третья традиция восприятия взаимоотношений Геракла и Омфалы. Это традиция, которая трактовала их отношения, как отношения счастливого супружества. Посмотрите на античный барельеф.
То, что перед нами именно Геракл, понять несложно. По краям барельефа идут маленькие изображения его подвигов. То, что Омфала – тоже понятно. Она подписана. Взгляните: по нижнему краю рамы, обрамляющей центральные фигуры, идут надписи. Римский художник позаботился о том, чтобы даже не самые образованные зрители сразу уловили, о чём идёт речь. Согласитесь, в том, как здесь показаны Геракл и Омфала, нет даже намёка на подчинение героя царице. Наоборот, они смотрят друг на друга ласково, никакого противостояния между ними нет. Омфала заботливо кладёт герою руку на плечо. Это гораздо больше похоже на изображение счастливого семейного союза. Есть и другие примеры подобных изображений.
Посмотрите, например, на следующую фреску. Геракл и Омфала изображены в круге – в тондо.
То, что это Омфала, понятно, если присмотреться к её голове. Львиная шкура (пусть и довольно размыто) всё-таки видна. И вновь перед нами нет никакого подчинения, никакой ситуации «раб – господин». Это явно влюблённая друг в друга пара, которая смотрит друг другу в глаза с теплом, нежностью и заботой. Такая трактовка очень характерна именно для Римской эпохи, когда старые греческие мифологические сюжеты начинают приспосабливать для обозначения совершенно других идей. Тема тёплой, уютной семейной жизни; тема любви, которая приносит счастье даже в жизнь маленького человека, была очень популярна в римской философии и литературе того времени. И историю Геракла и Омфалы, которая изначально, повторяюсь, была историей о доминировании грозной восточной богини над мужским началом, римляне приспособили для выражения идеи семейной гармонии и счастья.
Наконец побалую вас необычными изображениями Омфалы. Первая была создана французом Жан-Леоном Жеромом.
Здесь Омфала представляет собой пародию на знаменитую античную скульптуру «Геракл Фарнезе», которая изображает героя, уже совершившего все свои подвиги, и бесконечно усталого. Геракл – это огромная груда мышц, который опирается на палицу. Кажется, что, если палицу у него из-под руки выдернуть, то Геракл рухнет на землю. Заметьте, что Омфала стоит точно в такой же позе, что логично. Ведь она присваивает атрибуты Геракла, как бы меняется с ним местами. В данном случае скульптор доводит эту идею до конца и меняет их местами полностью.
А вот картина на совсем уж редкий сюжет. Это Абрахам Янсенс, «Геракл, Омфала и фавн».
Что здесь происходит – с первого взгляда непонятно. Геракл и Омфала лежат в постели. Омфала глубоко спит, Геракл ногой отталкивает козлоногого сатира или фавна. Откуда взят это сюжет? Из Овидия. Римский писатель, более всего известный своей поэмой «Метаморфозы», в которой описываются разнообразные чудесные превращения, которые происходят с богами и героями, создал ещё одну поэму «Фасты», в которой описывает разнообразные сельские праздники. Овидий был не прочь посмеяться над старыми легендами. Я говорил уже о том, что римляне к греческой мифологии относились не очень серьёзно и вполне могли себе позволить позабавиться над богами и героями античности. Именно это Овидий и делает, описывая маленькое приключение. В его изложении Геракл и Омфала путешествуют и останавливаются на ночь отдохнуть в пещере, где их замечает сатир. Похотливое лесное существо сразу же воспылал страстью к красивой Омфале. Сатир дожидается вечера. Омфала с Гераклом в это время укладываются спать. Но перед этим Омфала, чтобы позабавиться, наряжает Геракла в свою одежду. Затем они укладываются. Омфала укрывается львиной шкурой, Геракл – её платьем. Сатир пробирается в пещеру. Сначала ощупывает львиную шкуру, которая укрывает Омфалу, и, думая, что ей укрыт Геракл, сразу же от неё отстраняется. Затем его рука находит нежную ткань платья. Он приподнимает её и видит там волосатые ноги Геракла. Полный текст я привожу в pdf-ке. Можете его прочитать. Он действительно очень забавный и довольно фривольный. Овидий явно наслаждается комизмом ситуации: сатир пытается изнасиловать могучего Геракла. Именно этот момент итальянский художник на картине и представил.
Наконец самое, пожалуй, необычное изображение Геракла и Омфалы, которое мне удалось найти, принадлежит кисти французского художника, который работал в начале 20-го века. Взгляните: здесь Геракл, совершенно очевидно, натурщик.
Его телосложение напоминает телосложение современного бодибилдера. В лице его, согласитесь, есть что-то глубоко порочное и развратное. Учитывая время создания картины, понятно, что сюжет с переодеванием, с сменой ролей здесь выступает как выражение сексуальной свободы, которая наступила в начале 20-го века, и интереса к разного рода извращениям и девиациям, которое в это время захватило европейское общество.
Я постарался рассказать вам о том, как один и тот же сюжет, знакомый нам с детства (ведь все мы читали книжки про греческие легенды), может использоваться для выражения самых разных мыслей и идей. Надеюсь, этот краткий исторический экскурс оказался для вас интересным. Отныне, встречаясь с изображениями Омфалы, помните о том, что она может иметь очень разный характер и служить иллюстрацией очень разных идей, которые вам отныне будет гораздо проще уловить и истолковать.