Михайловский замок в Петербурге

Михайловский замок в Санкт-Петербурге — это не только дом с привидением. Здесь живут еще и самые маленькие в городе часовые, и непонятно откуда взявшаяся богиня Кибела.

Весь предыдущий пост, был посвящён памятнику Петру Первому на Кленовой аллее. И мне еле-еле удалось уложить весь материал в одну статью, которая всё равно получилось очень длинной. Я искренне горд за вас, если вы смогли дочитать ее до конца! Сегодня продолжим гулять вокруг Михайловского замка и постараемся поближе присмотреться ко всем интересным деталям этого загадочного здания. Что же для нас приготовил этот замок?

Ров и мост

Какой же замок без оборонительного рва?  Дворец – это роскошное, богатое здание, предназначенное для жизни монарха, отдыха, увеселений и балов. Замок – это крепость, военное сооружение, дающее хозяину чувство безопасности и защищённости. Для мнительного и боязливого Павла Первого, которому, как известно, всюду мерещились заговоры и неповиновение, был построен не дворец, а именно замок. В Зимнем дворце Павел жить не хотел. И не случайно он именно замком и называется. Действительно, во времена Павла Михайловский замок был полностью окружён рвами с водой, причём рвы эти проходили не только вдоль самих стен замка, но ещё и охватывали изрядную часть нынешней Кленовой аллеи ( которая, впрочем, в то время представляла собой замковый плац, на котором проходили разводы караулов и парады).

Вот так это выглядело в то время. Впоследствии, уже после смерти Павла, рвы эти за ненадобностью засыпали, а уже в 20-м веке кусочек рва был восстановлен. «А как же подъёмные мосты?» — возможно, спросите вы. «Ведь если есть рвы, то должны быть и они». И действительно, подъёмные мосты были. Но находились они не вплотную к замку, а были переброшены через ту часть рва, которая располагалась дальше от него. Посмотрите ещё раз на картину, и вы всё увидите сами.

Безголовые рыцари

«А что за удивительные безголовые воины изображены на мраморных пилонах, по бокам от ворот?» — возможно, спросит ваш малыш (кстати говоря, этот вопрос мне и взрослые часто задают). «Они что, должны были отпугнуть нападавших?» Нет. Смысл их в другом.

Эти безголовые воины называются «трофеи». Слово «трофей» происходит от греческого слова «трофейон»,что означает «бегство» или «обращение в бегство». В Древней Греции, когда на поле боя сходились две армии, победившей считалась та, которая оставалась на поле после окончания сражения. А проигравшей – соответственно та, которая поле боя вынуждена была покинуть и, разумеется, оставить на нём своих убитых и раненых. Армия победителей собирала доспехи убитых врагов, и из доспехов сооружался небольшой временный памятник, который так и назывался: «трофей» – памятник обращению врага в бегство. Со временем трофеи превратились в архитектурный элемент. И дворцы, и триумфальные арки стали украшать изображениями таких вот декоративных групп, составленных из лат, шлемов, щитов, копий и мечей. Попробуйте  присмотреться к ним поближе и разобрать, из каких элементов состоит этот трофей. Вы увидите внизу изображение палицы. Сверху слева – длинная палка с бараньей головой на конце – это изображение тарана (в древности тараны украшались подобными медными или железными бараньими головами). А связка копий внутри шлема, которая как бы заменяет тело этому своеобразному воину, — это не что иное, как фасцы. Фасцами в Древнем Риме называли пучки розог с воткнутым в них топором, которые носили специальные слуги вслед за официальными лицами. Фасцы были символами их гражданской и военной власти.

Маленькие стражи

 

Подойдите к воротам Михайловского замка, встаньте сбоку и посмотрите вниз, в ров. Вы увидите вырезанную в стене замка нишу, а в нише стоит деревянный солдатик.

Есть и второй, похожий, только с другой стороны.

Эти солдатики представляют собой своеобразную загадку Михайловского замка. Откуда они взялись, кем установлены, когда – точно неизвестно. Появились они несколько лет назад. Они деревянные. В прошлом году, помнится мне, одного из них сломали, видимо, запустив в него чем-то тяжёлым. Но вскоре солдатик снова появился на своём месте. Кто же их устанавливает? Об этом, повторяюсь, ничего не известно. Это чья-то придумка, чей-то артистический перфоманс (впрочем, эти солдатики — не самые курьезные памятники в Петербурге. Чего стоит, например, памятник Александру 3, которого остряки называли и «комодом», и «царем-ж…ой»?)

Однажды я стоял со своими туристами на мосту и рассказывал им про этого солдатика. А внизу, во рву с водой, плавал мужик в надувной лодке, который с помощью магнита собирал из воды монетки (они попадают туда у тех незадачливых туристов, которым не удаётся уложить монетку точно в нишу рядом с солдатиком). И вот я стою с гостями и рассказываю им о том, что вот, мол, солдатики есть, а кем поставлены – неизвестно. А мужик в лодке, услышав меня, поднимает голову вверх и кричит мне: «Что значит — неизвестно? Это я поставил. Мой авторский проект». Я не стал вступать с ним в дискуссию. К тому же, кто знает – может быть, и правда, он поставил.

Не будьте оригинальными и попытайтесь на удачу забросить к ним монетку – так же, как это делают все нормальные туристы.

Надпись над воротами

Текст этой надписи таков: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней». Это немного искажённая цитата из 92-го псалма, в котором прославляется Господь, и говорится о том, как человеку следует почитать и превозносить Бога. Возможно, смысл этой надписи сложно понять, поскольку здесь она вырвана из контекста. Говорится же в ней на самом деле о том, что дому Бога (то есть храму) подобает святыня, то есть подобает почитать её, как святыню, «в долготу дней», то есть всегда, навечно. Смысл этот становится абсолютно прозрачным, если прочитать псалом целиком. Такую надпись довольно часто размещали над входами в храмы. Например, можно увидеть эту же цитату над входом в Успенскую церковь, которая находится в Петербурге на набережной Лейтенанта Шмидта. Почему же она расположена над входом во дворец? Это ещё одна загадка Михайловского замка. Видимо, это связано с философско-религиозными исканиями Павла. Есть данные о том, что Михайловский замок мыслился им ещё и как некая храмина. Впрочем, это отдельный разговор.

Монограмма Павла

Несложно догадаться, что означает буква «П I» — Павел I. Такая монограмма была у каждого российского императора. Например, монограмму Елизаветы Первой «Е I» можно увидеть на парадной лестнице Зимнего дворца. «А как же Пётр I?» — спрашивают меня иногда. «Разве «П I» не может быть его монограммой?» Может. Но монограмма Петра Первого традиционно изображали по-другому, вот таким образом:

Это переплетённые буквы «ПА» — Пётр Алексеевич.

Богиня Кибела

Изображение этой богини можно увидеть, если посмотреть на фасад Михайловского замка со стороны Фонтанки.

Кибела – греческая богиня (впрочем, культ её пришёл в Грецию из Малой Азии и испытал много разнообразных влияний; не будем сейчас углубляться в этот сложный исторический вопрос), обычно изображалась в колеснице, запряжённой львами. Именно такой она предстаёт и здесь. Почему архитекторы решили изобразить именно эту малоизвестную, в общем-то, богиню на фасаде Михайловского замка – ещё одна неразрешимая загадка.

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще не забудьте я могу свозить вас в Петродворец на экскурсию.