Памятник Петру перед Михайловским замком

Памятник Петру Первому перед Михайловским замком — самый интересный памятник в Петербурге: здесь и редкий герб Российской империи, и счастливая пяточка, и конь с человеческой ногой!

 

Когда меня спрашивают «Какое ваше любимое место в Петербурге?», я всегда, не задумываясь, отвечаю: Кленовая аллея.  Маленькая улочка между загадочным Михайловским замком (ему посвящен отдельный пост) и улицей Белинского (хотя не все знают, что она так называется. Да и вообще, на улицу она не похожа; скорее, она выглядит, как маленький сквер. И засажена она, кстати говоря, вовсе не клёнами сейчас, а каштанами). Со времён Павла I эта улица превратилась из парадного плаца, на котором император-невротик муштровал свои войска, в тихий зелёный уголок. Место павловских офицеров заняли бабушки с колясками, а по вечерам — безобидные местные алкаши.

Я люблю гулять по этим местам. И хотел написать пост, посвящённый прогулке вдоль Кленовой аллеи и вокруг Михайловского замка. Но в какой-то момент я понял, что про один только памятник Петру 1, установленный при Павле в центре плаца, можно написать отдельный выпуск. Столько интересных деталей и маленьких городских загадок и легенд связано с этой скульптурой! Поэтому сегодня маршрут у нас будет не длинный, но чрезвычайно насыщенный: мы будем гулять вокруг памятника Петру Великому, основателю Петербурга и великолепной загородной резиденции в Петергофе.

Источник изображения

Памятник этот был создан Карло Бартоломео Растрелли – отцом знаменитого Франческо Растрелли, архитектора, строившего Зимний дворец. Однако установить памятник удалось только через почти сто лет после смерти Петра, при Павле Первом, одновременно со строительством Михайловского замка.

Не только у детей, но даже у взрослых, при взгляде на этот памятник, сразу возникает несколько вопросов.

 

Голые ноги и безумные глаза

Почему Пётр так странно одет? Он в стальной кирасе, на голове у него лавровый венок, а на ногах — римские сандалии. Не холодно ли русскому императору в такой обуви?

Ничего удивительного в этом нет. Дело всё в том, что в то время часто европейских монархов изображали в образе римских цезарей. Короли, императоры того времени как бы играли в императоров древности. Поэтому скульпторы и придавали им такой немного курьёзный, на наш нынешний взгляд, вид. Примеров таких скульптур «в образе» много. Например, сравните Петра Первого с Фредериком V в Копенгагене. У него точно такие же римские сандалии.

А что за странную палку Пётр держит в руке? Это — маршальский жезл. Именно с такими жезлами изображены, например, все фельдмаршалы в Фельдмаршальском зале Зимнего дворца. Такой жезл был символом верховной военной власти фельдмаршала. Кстати говоря, по-французски такой жезл называется bâton. В переводе это слово означает всего лишь «палка, палочка». Догадываетесь, какое русское слово происходит от этого же термина?

А почему же у лошади Петра такие безумные выпученные глаза? Ей больно или страшно?

Сложно сказать наверняка, но скорее всего, дело в том, что памятник этот создавался в эпоху барокко. Итальянское слово barocco в переводе означает «странный, причудливый, необычный». Художники и скульпторы, работавшие в это время, считали, что чем эмоциональней произведение искусства, тем лучше. Поэтому в картинах той эпохи всегда много беспорядочного и беспокойного движения. А все эмоции героев преувеличены. Если нужно было изобразить гнев, то живописцы той эпохи писали оскаленный рот с рядом острых зубов. Если нужно было изобразить недовольное лицо, то художник рисовал густые надвинутые брови и изборождённый складками и морщинами лоб. Особенно же любили писать яростных животных. Видимо, именно поэтому боевому коню сделали такие безумные, выпученные, как бы в порыве боевого гнева, глаза. Если вы думаете, что лошадь Петра выглядит странно, вам обязательно следует присмотреться к дельфинам, которые украшают фонтаны Петергофа. Эти чрезвычайно мирные и интеллигентные жители морей в Петергофе становятся злобными, зубастыми и не менее безумными, чем петровский конь.

 

Откуда лев в облаках?

А теперь давайте перейдём к хитроумным загадкам. На постаменте памятника находится российский герб. Ничего удивительного в этом нет, но кое-что необычное есть в самом гербе. Присмотритесь к нему внимательно. Что изображено на российском гербе? Двуглавый орёл, а на груди у него — Георгий Победоносец, поражающий змия. Однако в данном случае из Георгия Победоносца выглядывают какие-то странные лучики – их восемь. Эти лучики – не что иное, как Мальтийский крест.

 

Вы помните, Павел I приютил в России рыцарей католического Мальтийского ордена, которых выгнал с острова Мальта Наполеон. Мало того, Павел принял на себя звание гроссмейстера, то есть главы Ордена. Именно такой крест при Павле Первом был включён в Орден России, как его составная часть. Далеко не всем это нравилось, ведь Мальтийский орден был католическим. Поэтому после смерти Павла его сын Александр не стал принимать на себя звание гроссмейстера, а крест мальтийцев был из российского герба сразу же исключён. Поэтому только на гербах, изготавливавшихся в царствование Павла, можно увидеть эти необычные лучики.

 

Приметы и загадки

А теперь давайте посмотрим на барельефы на постаменте памятника. Они изображают две главные битвы Северной войны со Швецией, в которой Пётр принимал личное участие. С одной стороны — битва при Гангуте, с другой стороны – при Полтаве. Битва при Гангуте, произошедшая в 1714-м году, стала первой победой Русского флота над флотом шведов. Пётр совершил хитрый манёвр, перетащив свои галеры (то есть небольшие гребные суда) через перешеек, соединявший полуостров Гангут с сушей. Таким образом, флот шведов попал в окружение, и большие парусные многопушечные шведские корабли были разбиты отрядом небольших русских галер. Пётр I лично возглавлял абордаж одного из шведских кораблей. Несколько судов противника были захвачены, в их числе и головной корабль под названием «Elefant», то есть «Слон». По поводу этой победы в Петербурге была построена Триумфальная арка, на вершине которой был изображён орёл, держащий в когтях слона. Надпись на воротах гласила: «Русский орёл мух не ловит». Царское чувство юмора)))

Присмотритесь к барельефу: на переднем плане зображены два человека в лодке. Один из них помогает выбраться из воды человеку, у которого до блеска натёрта пяточка (а в последнее время — ещё и попа).

 

Почему ему трут пятку? Никто не может дать точного ответа на этот вопрос. Единственное, что могу сказать – это старинная городская легенда. Я помню, что когда я был совсем маленьким, эта пятка была уже натёрта до блеска. Моя бабушка мне рассказывала, что нужно её тереть на удачу перед экзаменами. Кстати говоря, я проделал это четыре раза: трижды, когда поступал в аспирантуру, и в четвёртый – когда сдавал на права в ГАИ. Все четыре раза всё проходило очень хорошо. Так что чудодейственные свойства этой пятки проверены и доказаны мной лично.

Может быть, именно эту пяточку стали тереть, потому что в данном случае человека вытягивают из воды. А ведь на экзамене добрый профессор тоже может «вытянуть» тонущего студента. Но самое забавное, что студенты, доверяющие своё академическое будущее этой чудодейственной пятке, не всегда знают о том, что на самом деле здесь вовсе не спасают матросика. Здесь берут в плен шведского контр-адмирала. Человек с натёртой пяткой – это Эренштрём, командир шведского флота, который был ранен и  попытался спастись вплавь, однако был захвачен русскими войсками. Пётр, кстати говоря, обошёлся с ним по-джентльменски, и вскоре Эренштрём был отпущен на родину. При этом Пётр богато его наградил за храбрость и мужество. Так что судьба этого адмирала сложилась очень хорошо.

А теперь давайте взглянем на облака, нависшие над морской баталией. На одном из облаков изображён лев, глядящий сверху вниз на русские корабли. К чему такой лев? Что он обозначает?

Перед тем как ответить на этот вопрос, давайте обойдём памятник и посмотрим на барельеф, находящийся на противоположной стороне. Здесь — битва при Полтаве (кстати говоря, копыта петровскому коню начали тереть совсем недавно, видимо, развивая тему счастливой пяточки. В моё время только пятка пользовалась благосклонностью студентов. А копыта – выдумка современных туристов, жадных до разного рода чудодейственных примет). Над Полтавской битвой мы обнаружим на облаке рака.

Я думаю, вы и сами сможете догадаться, что обозначают лев и рак. Ну, как, додумались? Конечно же, это знаки зодиака! Лев – это июль (а ведь Гангутская битва произошла именно 27 июля). Рак, в свою очередь, — июнь. 28 июня – дата битвы при Полтаве.

Раз уж я вас привёл на эту сторону памятника, давайте, сразу напомню о старой городской легенде, связанной со скульптурой. Отойдите от памятника немножко подальше.  Поднимитесь на бордюр. Встаньте на углу цветочной клумбы, находящейся прямо напротив скульптуры. Если посмотреть на памятник с этой точки, то кажется, как будто бы одна нога петровского коня (я имею в виду не того коня, который на барельефе, а большого) не конская, а человеческая. Заметили?

Речь идёт о прямой ноге, которая благодаря своей тонкости и изяществу, действительно, скорее, по контурам напоминает ногу юной девушки. А маленький пучок волос за копытом коня больше похож отсюда на каблук. Таким образом, конская нога становится похожей на дамскую ногу в сапоге. По поводу этой самой человеческой ноги есть огромное количество легенд и недостоверных спекуляций. На самом деле, там вполне обычная конская нога. И это хорошо видно, если отойти от памятника ещё шагов на десять. Однако под определённым углом, и вправду, конь Петра «отращивает» человеческую ногу. Так что моя бабушка называла этот памятник «Конь в сапоге» — по аналогии с котом в сапогах.

 

А еще с эим памятником связана старинная городская легенда. В легенде также фигурируют Павел Первый и Петр Первый, но в виде призрака. Смотрим видео:

 

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!