Петропавловский собор в Санкт-Петербурге

Петропавловский собор ох как непрост: тут вам и неканонический иконостас, и пустые (по разным причинам) могилы, и могилы, про которые точно неизвестно: кто же там все-таки похоронен?

 

Не буду подробно расписывать историю сооружения собора – эти сведения вы найдёте в Википедии. Остановлюсь, как всегда, на любопытных и малоизвестных деталях, на которые, оказавшись внутри, необходимо обратить внимание.

 

Архитектором Петропавловского собора был Доменико Трезини. Кстати, недавно ему в Петербурге поставили памятник: в длиннополой шубе, со странным инструментом в руке Трезини стоит, задрав голову, и высматривает что-то в сером питерском небе.

архитектор петропавловского собора доменико трезини-min

Источник изображения

Спрашивается, что его там заинтересовало? А ничего. Просто сначала памятник хотели установить как раз в Петропавловской крепости, на площади перед собором, и смотреть Трезини должен был на его громадный (сто двадцать два метра!) шпиль. Но потом чиновники все переиграли, для памятника отвели другое место, и Трезини глядит теперь в пустоту.

 

А теперь давайте осмотрим Петропавловский собор внутри

 

В Русской православной церкви проповеди никогда не играли такой роли, как на Западе. И появление кафедры в Петропавловском соборе в этом смысле очень символично. Пётр Первый, исповедавший исключительно прагматические взгляды на церковь, чтение проповедей всячески поощрял, полагая их исключительно эффективным методом пропаганды. Так что сооружение кафедры вполне было в русле его политики.

 

Кафедра украшена сценами из Библии, связанными с речью или со словом – что логично, учитывая, что с неё произносились поучения. Обратите внимание на центральную сцену. Это Нагорная проповедь. Присмотритесь к ней, а ребёнку не забудьте загадать загадку на внимательность: что в этой сцене не так? Кто заметил – молодец. Действительно, у Иисуса Христа здесь три руки!

кафедра петропавловского собора

 

Почему? Никто толком не знает. Решение этой загадки скрыто во тьме веков. Лично моя версия заключается в следующем: перед нами – художественный брак. Ничего невозможного в этом нет. Мастер сначала хотел изобразить Христа в одной позе, потом передумал, переписал, придав его руке другое положение, а предыдущую закрасить забыл. Учитывая, что в 18-м веке в России работали приглашённые иностранные мастера, многие из которых были не первыми знатоками своего дела (иначе зачем бы им искать счастье в далёкой стране, а не оставаться спокойно работать у себя на родине?), а многие русские художники были, что называется, «доморощенными» и учились чему-нибудь и как-нибудь – если всё это учесть, то версия с банальной ошибкой живописца не будет казаться такой уж невероятной.

 

Иконостас и его загадки

Иконостас Петропавловского собора не может не вызывать восхищение, особенно если учесть, что он полностью вырезан из дерева. Это действительно потрясающий образчик мастерства резчиков той эпохи. Иконостас украшен множеством фигур, большинство из них легко узнаваемы. Тут вы найдёте и апостолов Петра и Павла, соответственно, с ключами и с мечом в руках; и ангелочков, держащих в руках орудия страстей: копьё, палку с насаженной на неё губкой, плеть, гвозди и так далее. А внизу – по бокам от Царских врат – архангелы Гавриил и Михаил. Ребёнку не забудьте показать Михаила – предводителя Небесного воинства, изображённого с огненным мечом в руке, попирающего сатану в образе дракона. Дракон здесь колоритнейший: с острыми зубами и с перепонками на лапах.

царские врата петропавловского собора

Источник изображения

 

Однако есть в иконостасе Петропавловского собора ещё кое-что очень необычное. Это – расположение на нём икон. По бокам от Царских врат изображение Иисуса Христа и Богоматери – всё как положено. Вокруг же них небольшие иконы со святыми, мужчинами и женщинами. Соответственно, вокруг Христа – мужчины, а вокруг Богоматери – женщины. И вот тут начинаются чудеса и необычности. Дело в том, что и выбор конкретных святых, и порядок их расположения совершенно не соответствуют существующим в православной церкви традициям. Однако во многом выбор этот объясним. Дело в том, что на иконостасе присутствуют святые, имена которых носили члены царской семьи. Таким образом, иконостас этот приобрёл очень личный характер; он как бы повествовал о правящей в то время в России династии.

Однако две иконы здесь выбиваются и из этого ряда. Это – изображения Вирсавии и Иаили (к сожалению, показать вам картинку крупным планом я не могу; ну, не нашёл я фотографии нужного качества. Но поверьте мне на слово: эти две женщины там есть). И Вирсавия, и Иаиль упоминаются в Библии, в Ветхом завете. Вирсавия, согласно тексту, была женой Урии, военачальника из армии царя Давида. Однажды Давид, увидев Вирсавию во дворе дома купающейся, воспылал к красавице страстью и специально послал её мужа в самый опасный участок битвы, где он и погиб. После этого Давид женился на Вирсавии. Впрочем, потом в содеянном им преступлении он раскаялся.

вирсавия-min

“Вирсавия” кисти Рембрандта

 

Что касается Иаили – о ней рассказано в книге Судей. Дамочка эта была с характером. Когда, потерпев от израильтян поражение, полководец враждебного Израилю племени по имени Сисара укрылся от преследователей в её шатре, Иаиль напоила его молоком, а после того как он уснул, взяла кол от шатра, приставила к виску спящего и так ударила по нему молотком, что кол пробил его голову насквозь. Вот такая воинственная и решительная была дама.

иаиль-min

 

Как вы понимаете, присутствие двух этих персонажей на иконостасе очень необычно. Традиция никоим образом не поддерживает помещение их в один ряд с другими святыми, тем более что ни Вирсавия, ни Иаиль Русской православной церковью к лику святых даже не причисляются. Как же можно объяснить их присутствие здесь? Логичное объяснение возможно лишь одно. Обе эти героини напоминали о судьбе Екатерины Первой, жены Петра Великого. Действительно, Екатерина, как вы знаете, будучи простой прачкой, и, видимо, нерусской по происхождению, во время войны со шведами оказалась в русском плену. Сначала попала в дом к фельдмаршалу Шереметеву, оттуда перешла к Меншикову, ну а затем уже оказалась в доме Петра Первого – сначала фактически в качестве наложницы, а затем и законной жены. Параллель с судьбой Вирсавии, которая сначала была женой военачальника, а потом и стала спутницей царя, явная.

Что касается воинственной Иаили, то её история, видимо, должна была напоминать об участии Екатерины Первой в Прутском походе. Напомню: в 1711 году, во время очередной русско-турецкой войны, армия, под предводительством самого Петра Первого, совершила крайне неудачный поход, во время которого попала в турецкое окружение и почти вынуждена была сдаться. Причём речь в данном случае шла о возможном пленении самого Петра – что было бы катастрофой с военной и политической точки зрения. Екатерина Первая сопровождала мужа во время всего похода, несмотря на то, что несколько раз он пытался отослать её из действующей армии. Однако она отказывалась покинуть своего супруга и мужественно и стойко переносила все тяготы походной жизни. Согласно преданию, когда армия уже находилась в окружении, и велись переговоры с турками о условиях сдачи, Екатерина, чтобы смазать колёса «дипломатической телеги», послала в дар турецкому военачальнику все свои бриллианты. Турки, славившиеся своей скаредностью и продажностью, пошли на уступки, и армия вместе с Петром была выпущена. Пётр всю жизнь помнил об этих подвигах своей боевой подруги. И, видимо, бравая Иаиль должна была ассоциироваться с Екатериной, которая воевала вместе с мужем, наравне с другими его соратниками.

 

Но самое главное в соборе – это, конечно, могилы. О них можно рассказывать долго: чем они отличаются друг от друга и почему; какие могилы пусты, и почему; кто из русских императоров не похоронен в соборе. Одним словом, интересной информации много, поэтому про могилы я написал отдельный пост.

 

 

Из личного опыта: лично я, когда прихожу в Петропавловский собор, сразу же ищу взглядом вот эту красавицу:

кошка в петропавловском соборе

 

Пушистая, пятнистая, трёхцветная кошка прижилась здесь много лет назад. В жизни ей явно повезло: сотрудники её кормят и холят. Днём её можно увидеть либо дремлющей на одной из скамеечек в соборе, либо лениво гуляющей по периметру храма и оглядывающей посетителей надменным кошачьим взглядом. Себя она явно здесь считает хозяйкой.

 

Осмотрев Петропавловский собор, самое время продолжить экскурсию и направиться к домику Петра Первого, благо, расположен он недалеко.

 

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

И конечно, не забудьте про великолепные резиденции вокруг Петербурга: Царское Село, Гатчина, Павловск и, конечно, Петродворец.