Дегустация пяти картин Рубенса

Пусть название статьи вас не удивляет: слово «дегустация» употреблено вполне умышленно. Есть у меня любимое сравнение: разбираться в искусстве – как разбираться в вине. Кто-то его пьет, а кто-то дегустирует. Кто-то морщится от кислинки, а кто-то самым краешком неба ловит чуть пряный земляничный след.

И второму напиток дарит больше впечатлений, больше радости.

Вот и с картинами мы хотим общаться, как утонченные ценители. И вместе этому учимся (как учатся и в винах разбираться; есть даже специальные курсы для этого).

Поэтому сегодняшние пять полотен мы будем не разбирать, а именно дегустировать. И постараемся, чтобы ни одна тонкая нотка от нас не ускользнула.

 

Начнем вот с этой:

 

 

Что перед нами аллегория зрения, это и не отличающий ван Дейка от ван Эйка поймет. Что же еще может символизировать мастерская, увешанная полотнами и заставленная бюстами? Да и научные приборы – астролябия, глобус, недавно изобретенный Галилеем телескоп – напоминают о важности зрения в познании мира.

Но мы с вами на очевидном не будем задерживаться. Обратим лучше внимание на то, какой все-таки умница был Рубенс: в картину, уже оплаченную, он встроил рекламу других своих картин. Вот, например, его «Вакханалия»:

 

 

А вот – она же, но внутри аллегории:

 

 

Какова эффективность! Такой деловой хватке можно только позавидовать. И в то же время – нельзя не одобрить деловую этику: ведь Рубенс не только себя, но и своего партнера, с которым они вместе выполняли заказ, отрекламировал. А вы уже догадались, как партнера звали? Если нет, то вот вам последняя подсказка:

 

 

Какой художник прозвище получил за цветочные гирлянды, дивные, пышные и опасные для неподготовленного языка (просто попробуйте быстро произнести их нидерландское название: bloemenslingerschilderijen)? Конечно, Ян Брейгель Младший. Если его отца, Питера Брейгеля, прозвали «Мужицким», то сына окрестили Бархатным. А еще – Райским. А еще – Цветочным. Вот за такие картины:

 

 

Картуши из цветов и экзотические звери – верные приметы этого художника. Кстати, последние в картине тоже есть: видите, на полу – мартышка с очками в лапах?

 

 

В средние века обезьяна часто выступала воплощением всего низменного и греховного, что есть в человеке: она похотлива, прожорлива, не в меру любопытна. Вероятно, на последнее качество очки и намекают, в то же время еще раз отсылая нас к главной теме картины: чувство зрения – главное и самое полезное из пяти человеческих чувств.

Следом за ним идет слух:

 

 

Тут все очевидно: музыкальные инструменты, говорящие птицы, часы с боем. Но мы, зрители внимательные и въедливые, зададимся вопросом: а олень к чему?

А к тому, что олень – любимый объект охоты тогдашней знати. Любимый именно потому, что непростой: животное это – быстрое, выносливое и чуткое (а настоящий рыцарь не интересуется легкой добычей; ему нужен вызов). Природа наделила оленя острым слухом, и застать врасплох его невозможно. Видимо, из-за этих своих качеств олень стал в барочной системе символов частым спутником Осторожности. Вот, например, скульптура из Гатчины, недалеко от Петербурга:

 

 

А вот для заморских невиданных зверей символические значения в основном еще не были придуманы. Поэтому Рубенс с Брейгелем их добавляли, видимо, просто для красоты. Вот они, населяют почти райский сад, изображенный в «Аллегории обоняния»:

 

 

Тут и морские свинки, и бурундуки, и… ой, а кто это?

 

 

Сдув пыль с трехтомника Брэма (подаренные бабушкой маленькому Алексею, эти книги его совершенно зачаровали; и до сих обитают на почетном месте в книжном шкафу), я выдвигаю версию: центральноафриканская генета из семейства виверровых:

 

 

Впрочем, это неточно.

Зато следующая аллегория, «Осязание» — точно самая зловещая в серии.

 

 

Но тут не художника нужно винить, а природу: ведь чувство осязания дано нам в первую очередь для того, чтобы чувствовать боль. Это способность полезная (боль – сигнал тела: что-то не в порядке! Срочно принять меры!), но приятного в ней все равно мало. И вот в картине Рубенса/Брейгеля появляются не только доспехи (которые защищают от ран, которые причиняют боль, которая есть одно из проявлений осязания), но и хирургические инструменты:

 

 

А еще хищная птица, безжалостно когтящая птичку поменьше:

 

 

А еще – сцена бичевания Христа на заднем плане:

 

 

И тут ваша обостренная наблюдательность вновь просыпается: «А откуда в этом царстве острых металлических предметов взялась легкомысленно одетая Венера с купидоном?»

 

 

Отличный вопрос)

Чтобы на него ответить, нужно понять, как мыслил образованный человек того времени. А мыслил он цитатами из латинских авторов, которыми его бесконечно мучили в юности. Я уверен, что сцену из «Энеиды» Вергилия, где Венера спускается в кузницу Вулкана, чтобы выпросить доспехи для своего сына, Рубенс знал наизусть. И для него связь Венеры с оружейной мастерской была такой же естественной, как для нас – сцепка «державного теченья» с «береговым гранитом».

Ну а раз Венера есть, то и Купидона можно добавить. И пускай целуются: ведь поцелуй – тоже проявление осязания. И проявление, в виде исключения, приятное.

Но самую приятную картину я приберег под конец: вкус.

 

 

И знаете что? Ее вы разберете самостоятельно. Это будет небольшим домашним заданием. Я сейчас как раз составляю список нескучных заданий, которые будут прилагаться к лекциям по барочной живописи. Это будут не столько задания даже, сколько идеи: где можно приложить полученные знания. Там будут варианты коротких тематических экскурсий по российским музеям, которые вы сможете провести для близких; или познавательных игр с детьми; или маленькие головоломки.

Одну из таких головоломок я вам сейчас и предложу. Смотрите: в аллегории вкуса тоже есть «картины в картине». Их две. В одном случае можно определить сюжет, в другом – угадать автора. Вот вам крупный план:

 

 

Дерзайте в комментариях))

 

UPD: статья только опубликовалась, а моя подписчица Мария Панова уже подсказала мне по поводу животного из «Обоняния»: «Животное на картине «Обоняние» — это цивета (виверра). Ее железы содержат секрет цибет, который использовался для производства духов (совместно с мускусом, амброй и др. веществами). Использовали для создания тяжелых восточных ароматов и как фиксаторы аромата. Считался афродизиаком. Сейчас его искусственно синтезируют, чтобы не истреблять животин.»

 

Марии — спасибо.