В самой знаменитой трагедии Шекспира Гамлет, держа в руке череп, произносит такие слова: That skull had a tongue in it, and could sing once; how the knave jowls it to the ground, as if it were Cain’s jaw-bone, that did the first murder! Великий князь Константин Романов (известный вам как К.Р.), переводя историю принца датского
Красивое название картины Боттичелли – Derelitta – на самом деле есть результат бессилия историков. В картине этой и правда нет ни одной детали, за которую можно было бы зацепиться в поисках объяснения. Да, есть стены и ворота, но они скорее издеваются, чем помогают. Боттичелли как бы специально сделал архитектурное окружение плачущей девушки максимально
Хорошо было древнегреческим художникам! Ведь боги, потребные их заказчикам, были так осязаемы, так понятны. Аполлон – стройный красавец с лирой, Гефест – суровый работяга с кузнечным молотом. У Зевса – ручной орел, у Артемиды – лань, у Посейдона – чешуйчатые морские кони. Как все это изобразить, понятно, и заумная теология тут не нужна. А вот
Именно такой наказ получает Лот с семьей от ангелов, выводящих их из осужденного Содома. Что будет дальше, нам известно: жена Лота, ослушавшись, бросит-таки взгляд через плечо – и превратится в соляной столб. Эпизод этот вы найдете и в готическом соборе… … и на фреске Рафаэля: Иногда художник будет изображать историю во
Иконостас этот – великолепен и подозрителен. В чем заключается великолепие, пояснять не надо: просто посмотрите на эти барочные перевивы! А вот что вызывает подозрительность, так это набор и порядок размещения икон. То, что иконостас первого крупного храма, сооруженного в Петербурге при Петре, не соответствует старинным русским схемам, видно невооруженным глазом. Например, деисусный ряд
Как-то так получается, что мы в последнее время часто поминаем картину Бруни «Медный змий», что в Русском музее, в Петербурге. Волшебная она какая-то… Посмотрим: сюжет знаем? Знаем? Почему вокруг головы Моисея видно свечение, похожее на рога, понимаем? Понимаем. Почему змей находится на столбе, а не на знамени, как в библейском тексте, я рассказывал?
И дама эта, надо вам сказать, возникает иногда в самых неожиданных местах… Вот она, например, например, на картине итальянца Андреа Мантенья: Да нет, не на троне. На троне, ясное дело, Мария, о речь не о ней. И не в правом нижнем углу. Там приютилась Елизавета, мать Иоанна Крестителя. А рядом – и сам
ЗАБЛУЖДЕНИЕ ПЕРВОЕ: ЛЬВЕНКА ЖАЛКО! Рассказывая детям о подвигах Самсона (а в будущем детском цикле о ветхозаветных сюжетах в искусстве я о них тоже, разумеется, буду рассказывать, и во всех подробностях), мы не задумываясь идет «по накатанной»: Самсон у нас становится добрым богатырем, одолевшим кровожадного хищника. Ведь в сказках всегда так: богатырь – хороший, дракон –
… заявила: «Галя, а что тут такое нарисовано? Домик какой-то на груди..» Галя конструктивного мнения предложить не смогла. А я мог бы! «Во-первых, не нарисовано, а написано; во-вторых, не домик, а врата Иезекиля» — хотел я заметить. Но сдержался. Влезать в чужие разговоры – неприлично. Да и не затем я чуть не увяз в луже