РОБЕР КАМПЕН     Сел я писать в статью, вгляделся в картину – и заметил в ней такое… Но нет, промолчу пока! Я же хочу в ваших глазах оставаться серьезным и объективным истолкователем живописи. А значит, прочь домыслы! Мало ли что, что можно в картине разглядеть, сильно прищурившись и согнувшись? Поговорим лучше о деталях, которые

Когда речь заходит о загадочном триптихе Босха «Сад земных наслаждений», его внешним створкам традиционно внимания уделяют меньше всего:     Зря: ведь в них-то ключик к пониманию триптиха в целом и спрятан! По крайней мере, с точки зрения знаменитого искусствоведа Эрнста Гомбриха.   Начал он с того, что предложил принципиально новое истолкование их сюжета: здесь

Для начала давайте окинем взглядом триптих, ответственный за потерю историками сна и аппетита на протяжении последних пяти веков. Вот левая створка. Все понятно: сотворение Адама и Евы:     Вот правая створка. И тут все понятно: адские муки грешников.     А вот створка центральная.     Тут ничего не понятно, но все очень интересно:

Когда я говорю: «Северное Возрождение» — что приходит вам в голову? Тем, кто смотрел мои лекции об этом периоде, на ум являются две вещи. Во-первых, сверхъестественная проработка мельчайших деталей, запредельный, микроскопический реализм. Во-вторых, коварное – но и увлекательное! – двойное дно: любая бытовая деталь, какой-нибудь жестяной тазик, деревянная скамейка, метелочка или сосуд – могут иметь

Как ни странно, история пентаграммы начинается вовсе не с герба СССР и даже не с сатанинских шабашей. История начинается с хорошо известного нам с детства старика Хоттабыча.     Как Вы, конечно, помните, всемогущего джинна Гассана Абдуррахмана ибн Хоттаба освободил из древнего кувшина советский школьник Волька. Почему же всемогущий джинн сам не мог выбраться из

Предлагаю начать с твердо установленных фактов. Три человеческих лица принадлежат конкретным людям? Скорее всего, да. Старик, глядящий влево – без сомнения, сам Тициан. Сравнение с его поздним автопортретом не оставит места для сомнений:     А двое других? Тут сложнее; но согласно популярной версии, юноша – это племянник художника, а бородач в середине – сын.

Итак, о какой же ловушке идет речь? Давайте покажу на примере собора в Ульме, в Германии. Представьте: сначала вы налюбовались его как бы стартующей в небо башней с площади:     А потом – поднялись наверх, на обзорную площадку, с которой весь каменный паноптикум храма, все гаргульи и химеры, облепившие его карнизы, отлично просматриваются:  

Алексей Пашков и лорд Байрон отчасти похожи: оба побывали в Риме. Но есть и разница: Алексей Пашков в музей Ватикана не попал, очереди убоялся. А вот лорд – попал (никак проход без очереди у подозрительного чернокожего на площади купил, опять-таки в отличие от осторожного Алексея). А попав в музей, Байрон увидел там знаменитую античную скульптуру.