Благодаря Дэну Брауну с его «Кодом да Винчи» все знают, что гений эпохи Возрождения только тем и занимался, что зашифровывал в своих картинах послания потомкам. То есть нам. И основным посланием было то, что Христос был женат на Марии Магдалине.
Единственный вопрос, который остаётся — зачем? Предположим, Вам доверен величайший секрет человечества, который Вы должны охранять и защищать. Вместо этого Вы зачем-то кодируете эту информацию в общедоступных произведениях искусства. Например, Вы изображаете Марию Магдалину вместе с апостолами на огромной фреске в трапезной миланского монастыря. При этом недалёкие монахи и всякие прочие любители искусства свято убеждены, что это Иоанн Богослов, но «знающие люди» понимают: перед нами жена Христа, ведь у неё золотистые длинные волосы, а ещё на неё недобро уставился апостол Пётр — ведь именно он станет основателем католической церкви, а его наследники, Папы, будут вести борьбу не на жизнь, а на смерть с хранителями заветной тайны.
Ну а если серьёзно никаких оснований считать, что на знаменитой картине Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» изображён кто-то, кроме Христа и двенадцати апостолов нет. Об этом я подробно рассказывал в предыдущем видео (которое присылал во вторник).
Так что же -воскликнет обескураженный читатель — неужели «Тайная вечеря» Леонардо вовсе лишена загадок и тайн? Нет,— отвечу я. Только научный анализ пусть и загадочных произведений искусства работает несколько иначе, чем предлагает Дэн Браун, а именно: мне кажется, значит так оно и есть. Учёный начинает с источника, а не с красивой идеи. Вот и мы вместо того, чтобы медитировать над фреской, посмотрим, как Леонардо работал над ней.
Выяснить это не составляет особого труда. От великого художника сохранилось всего полтора десятка картин. Зато от него остались сотни зарисовок и множество записей, кстати, выполненных по не вполне понятной причине «зеркальным» почерком. Это рисунки и записи настолько обширны, что до сих пор полностью не изданы и не откомментированы. Их условное название — «Дневники Леонардо». В «Дневниках Леонардо» специалисты давно обнаружили зарисовку Тайной вечери.
На рисунке мы обнаруживаем наброски Христа и апостолов за столом. А ниже — некое геометрическое построение и два столбика цифр. Эти столбики — и есть самое интересное. В разных комбинациях здесь выписаны пропорции между цифрами 3,4 и 6.
Обыкновенно, когда речь заходит о пропорциях, немедленно вспоминают знаменитое Золотое Сечение. Этой пропорцией Леонардо заинтересуется только в конце жизни, когда будет иллюстрировать труд своего друга-математика «О божественной пропорции», под которой Золотое сечение и понималось. К «Тайной вечере» Золотое сечение в итоге никакого отношения не имеет.
А общие поиски идеальное пропорциональности, если угодно, магии цифр, имеют и прямое. Эпоха Возрождения не случайно так называется. Если для нас это время высочайшего расцвета искусства, то для самих современников Леонардо это время возрождения Античности. Ну а самый известный математик античности — безусловно хорошо известный нам Пифагор.
Пифагор относился к математике совсем не так, как современные школяры, изучающие с грехом пополам его теорему. Для него цифры и их сочетания представляли собой некий универсальный код, вскрыв который, можно было понять все закономерности мироздания, если угодно, услышать «музыку сфер».
Мы не случайно заговорили здесь о музыке — именно Пифагор открыл, что для человеческого уха приятны не любые созвучия, но лишь сочетания нот, отстоящих друг от друга в очень конкретном диапазоне. На сегодняшний день мы знаем их как октава, квинта и кварта. Сам же Пифагор описывал их при помощи числовых пропорций.
Разница в октаву достигается следующим образом: Вы дёргаете две струны, одна из которых в два раза длиннее другой. Для получения квинты, Вам нужно две струны, одна из которых составляет 2/3 первой. Ну а для кварты Вам нужна струна в ¾ первой.
Собственно, эти-то пропорции и зафиксированы на рисунке Леонардо. Впрочем, давайте побудем скептиками. Может, быть к картине эти столбики цифр не имеют никакого отношения? Так у Леонардо бывало регулярно: мысли, похоже, буквально роились у него в голове и записи о полёте у него прерывались размышлениями об архитектуре, а зарисовки смертельного оружия чередовались с изящными женскими профилями. Сможем ли мы найти указанные Леонардо и Пифагором идеальные музыкальные пропорции на самой «Тайной вечере»?
Обратим внимание на потолок залы, в которой вкушает свой последний ужин Христос. Он украшен нишами, известными в архитектуре как кессоны. Если Вы внимательно приглядитесь, то они образуют квадрат 6*6. Апостолов, сидящих вокруг Христа двенадцать. 6/12=½. Вот Вам и октава.
Продолжим искать пифагорейские пропорции. Взглянем на стены — там с обеих сторон мы обнаруживаем по четыре тёмных прямоугольника, между которыми — по три каких-то прямоугольника поменьше.
Роспись Леонардо создавалась в экспериментальной технике и стала разрушаться ещё при жизни художника. Не говоря уже о том, что во время Великой Французской революции она стала мишенью для стрельбы, а во время Второй Мировой войны и вовсе чудом сохранилась — вся монастырская трапезная, кроме стены с «Тайной вечерей» была разрушена попаданием бомб. Неудивительно, что роспись дошла до нас не в очень хорошем состоянии.
К счастью, благодаря известности у современников, она была многократно скопирована вскоре после написания. Сохранившиеся копии позволяют прояснить детали. Благодаря им несомненно, что четыре больших тёмных прямоугольника — это шпалеры, украшающие стены, а три прямоугольника поменьше и посветлее— это двери. ¾ — ровно то, что мы искали, проще говоря, кварта.
А как насчёт квинты? Вспомним, что кессоны у нас расположены прямоугольником 6*6, ну а шпалер по 4 с каждой стороны, 4/6=2/3, вот и квинта. Для того, чтобы окончательно убедиться в своём предположении, исследователи разбили картину при помощи градусной сетки с модулем, равным стороне потолочного кессона (вы же помните, что такое кессон, верно?). И оказалось, что вся картина прекрасно раскладывается на пропорции ½, 2/3 и ¾.
К чему мы пришли? «Тайная вечеря» действительно оказывается тайной. Ведь в ней зашифрованы пифагорейские пропорции, музыка сфер, числовые универсалии! Но зачем? На самом деле, всё лишь кажется сложным. Никакого «кода» здесь нет. Ведь «код» — это послание, которое нужно расшифровать. Леонардо же совершенно не имел в виду заставить нас что-то расшифровать. Он знал, что существуют идеальные пропорции и хотел создать идеальную картину. Поэтому и построил её на основе этих пропорций. Проще говоря, они лишь объясняют, почему нам так приятно смотреть на эту роспись, а вовсе не несут некую страшную сложнейшую загадку, которую нам обязательно нужно раскрыть.
P.S.: и тут слово берет Алексей Пашков. Как вы уже догадались, сегодняшний текст написан не мной, а моим хорошим другом Юрием Нежинским. Именно он будет руководить обсуждением «Кода да Винчи» в Литературном клубе; именно он будет для вас комментировать этот неоднозначный роман. И к обсуждению, которое начнется уже на следующей неделе, я в последний раз вас приглашаю присоединиться. Сейчас в Клубе осталось 13 свободных мест из 100. Чтобы занять одно из них, кликайте по ссылке: УЗНАТЬ ПРО ЛИТЕРАТУРНЫЙ КЛУБ