В сегодняшней статье мы пройдемся по старинным английским готическим соборам. Правда, интересовать нас в них будет не готическая архитектура, а то, что осталось от ее предшественницы — архитектуры норманнской. Был в истории Англии период, который так принято называть – норманнский. Ведь в 1066 году именно норманны под командованием Вильгельма Завоевателя (так его называли союзники), также известного как Вильгельм Бастарда (так его называли противники) захватили страну. Именно после этого в Англии и начинают возводиться гигантские каменные сооружения в стиле, который вроде бы еще не готический, но уже и не совсем романский.
Почему мы обратимся именно к ней? А дело все в том, что у нашего сегодняшнего выпуска есть спонсор) И спонсор этот — Литературный клуб. Если о нем раньше не слышали, поясню: это — мое любимое детище. Литературный клуб — это такое особое место, где умные и увлеченные люди собираются (в онлайн формате, естественно) и обсуждают хорошие и умные книги, доброжелательно спорят, комментируют друг друга, ставят сложные вопросы и пытаются на них отвечать. Одним словом, с пользой проводят время и интеллектуально растут. Судя по отзывам участников, для многих клубов уже стал настоящей семьей. Кстати, отзывы можно почитать здесь: https://vk.com/topic-81991808_46648648
Так вот, уже на этой неделе мы в Клубе начинаем читать роман Кена Фоллетта «Столпы земли», в котором речь идет как раз о строителе соборов. А время действия — начало XII века, тот самый норманнский период. Книга уже стала всемирно известной, и я чувствую, что обсуждение будет захватывающим. Мы будем следить за непростой судьбой каменщика Тома – и познавать целую историческую эпоху.
Будем разбираться, где Фоллетт правильно описывает исторические реалии, а где привирает.
Будем сравнивать этот роман с другими книгами о средневековье, например, со «Шпилем» Уильяма Голдинга или с «Именем розы» Умберто Эко.
Наконец, будем разбираться, что именно в этой книге принесло славу? В чем залог ее популярности?
И конечно, если вы членом Клуба еще не являетесь, я буду рад вас там видеть. Почитать о клубе и вступить в него можно здесь:
Литературный клуб Алексея Пашкова
Ну а теперь к делу.
Первый собор на нашем сегодняшнем маршруте – винчестерский. Бросаем взгляд на главный фасад — начинаем недоумевать. Вроде бы готические элементы присутствуют, на этого неудержимого стремления вверх здесь нет.
Да и характерной для готики разбивки фасада на ярусы тоже нет. Вместо этого — одно огромное, во всю стену окно. Это характерный именно для английской архитектуры элемент.
Но главная древность собора ждет нас внутри. Это – купель, оставшаяся именно от изначальной, норманнской эпохи (как вы понимаете, все свои готические украшения собор обрел позже, во время перестроек). Посмотрите на эти грубовато выполненные фигуры: чувствуете дыхание древности? А изображена здесь, видимо, легенда о святом Николае. Один из любимых моих эпизодов жития этого святого рассказывает, что Николай остановился в харчевне, хозяин которой во время голода коварным образом зарезал трех маленьких детей, засолил их и предлагал это лакомство своим гостям. Святой же детей воскресил:
А вот собор в Вустере. Зайдем внутрь: видите такие вот необычные полуциркульные арки, которые пересекаются, как бы обнимая друг друга? Это — чисто английская черта, на континенте вы таких украшений не найдете. Что говорит этот своеобразный элемент о душе народа, его создавшего? Могу лишь предположить, что англичане средних веков любили обнимашки)
Глостерский собор снаружи привлекает внимание массивной четырехгранной башней, а внутри — вот этим помещением:
Угадаете с тех раз, что это? Если вы решили, что это — мужской туалет, то почти попали в точку. Это – лаваторий, то есть умывальня. Здесь монахи мыли руки перед общими трапезами; по желобку, как вы понимаете, бежала вода, стекая в отверстия.
Но не только этим собор интересен. Прогулявшись по нему, сразу понимаешь, как слой за слоем возводили, достраивали, меняли это здание. Оно — как слоеный пирог, только вместо крема и повидла в нем — исторические эпохи. Посмотрите: вот центральный неф. Массивные столбы по обеим сторонам напоминают о первоначальном, норманнском периоде строительства:
А вот клойстер собора, то есть коридор, идущий вокруг внутреннего двора. Настоящая волшебная сказка, правда? Где вы еще видели такие хитросплетения веерных сводов (кстати, своды эти — тоже характерны именно для английской архитектуры). И не только на вас этот коридор произвел волшебное впечатление. Недаром же его выбрали для съемок самой популярной волшебной сказки последнего десятилетия. Догадываетесь какой фильм здесь снимали напишите мне а я вам отвечу угадали вы или нет.
Догадываетесь, какой фильм здесь снимали? Напишите мне, а я вам отвечу, угадали вы, или нет))
Соборов в Или – здание-мутант, которое буквально поперек себя шире. Точнее, выше:
Видите, тело собора — совсем короткое, и высота башни превышает длину самого собора. Больше я такого нигде не видел.
А внутри мы найдем любопытную надгробную плиту 12-го века. На ней – ангел, уносящий в небо душу покойного в виде младенца, аккуратно завернутого в пеленку. Такое изображение в средние века встречается часто:
Но как вы понимаете, с ангелом на небеса суждено отправиться не всем. Участь тех, кто в этом мире вел себя нехорошо, во всех неаппетитных подробностях изображена на так называемом «адском камне», который мы обнаружим в крипте йоркского собора. Если, конечно, не испугаемся туда спуститься) Поглядите: демонические существа мучают грешников, суют их в адский котел. Здесь же изображена и зубастая пасть, в которую горстями запихивают души:
Вообще необычных изображений в готических соборах много (кстати, некоторые из них и в «Столпах земли» описаны). Проблема только в том, что не всегда их можно истолковать. Например, вот Рипонский собор.
Его массивные каменные стены сразу выдают древность здания; готической перестройке оно практически не подвергалось. А что мы найдем внутри?
А найдем мы деревянные мизекордии, то есть маленькие скамеечки, которые позволяли верующим выстоять долгую службу: на них можно было слегка опереться, отсюда и название – «милосердие». Зачастую скамеечку украшают самые причудливые резные изображения. Так и здесь.
На первой – пеликан, средневековый символ Христа (о связи пеликана с Христом я много раз уже писал, поэтому повторяться не буду):
А на другой – свинья, играющая на волынке. Если пеликана истолковать легко, то свинью – сложнее. Что это? Намек на грех чревоугодия? Или на грех любострасти? Ведь волынка в средние века часто ассоциировалось еще и с половой невоздержанностью, из-за того, что сам музыкальный инструмент по форме схож с половыми органами? А может быть, просто причудливая фантазия мастера?
Кстати, о фантазии: посмотрите на вот этого кролика. Что имел в виду его создатель, сложно сказать. Зато уже в 19-м веке, согласно местной легенде, именно этот кролик вдохновил Льюиса Кэрролла на его белого кролика, того самого, за которым бежит Алиса, чтобы попасть в волшебную страну. А уж там-то фантазия Кэролла развернулась на полную катушку:
Кстати, именно этим меня соборы и увлекают: они — живая нить, связывающая прошлое с настоящим. В качестве примера покажу вам три изображения из последнего на сегодня собора — в Линкольне. Для начала — очень странные Адам и Ева. Опять-таки период норманнский; готической изысканности в этих фигурах еще нет. А необычно в них то, что змеи здесь целых две, причем обе эти змеи, как кажется, жалят Адама с Евой в причинные места: на а другой колонке собора мы найдем еще 1 непристойно изображения лучник целиться другому человеку обнаженной зад подобное похабство часто встречается и на полях средневековых рукописей об их значениях я уже много рассказывал в курсе по средним векам впрочем до конца смысл этих похабных изображения науки прояснить так и не удалось
На другой колонке собора мы найдем еще одно непристойное изображение: лучник целиться другому человеку в обнаженный зад. Подобное похабство часто встречается и на полях средневековых рукописей. Об их значениях я уже много рассказывал в курсе по средним векам; впрочем, до конца смысл этих похабных изображений науки прояснить так и не удалось.
Это прошлое, а чем отметилось настоящее? Вот этим изображением:
Оно современное, но идеально сочетается со старинной готической резьбой. Приглядитесь: две собаки треплют акт, на котором виден год — 2005-й. Сверху из кроны на них смотрит лиса. Сделано это изображение было в память о принятии в 2005-м году закона, запрещающего охоту на лис. Спорт этот, как вы понимаете, для Англии традиционный, однако законодатели сочли его жестоким варварством и отправили на свалку истории. И правильно сделали, я считаю!
На этой оптимистичной ноте наше сегодняшнее путешествие и закончится. Надеюсь, вам было приятно отвлечься от житейской суеты и погулять под сводами древних соборов.
Жду ваших версий по поводу фильма, который снимали в Глостерском соборе.
Ну а если вам захочется еще глубже погрузиться в ту эпоху в компании меня и автора «Столпов земли», еще раз приглашаю вас в Литературный клуб: