«Трансгуманизм». Часть 10

Новелла начинается с диалога кукуратора с генералом Шкуро. Шкуро признаётся, что «подрабатывает» котом в бутике «Базилио» – котом, который всегда терпит поражение. Делает он это ради поддержания баланса – ведь во всём другом ему неимоверно везёт. Аргументируя свою странную философскую позицию, Шкуро напоминает кукуратору о  Поликрате, подробно, впрочем, эту тему не развивая. А мы разовьём.

Итак, Поликрат – самосский тиран, живший в VI веке до н.э. Поликрат был настолько удачлив, что, дабы избежать зависти богов, решил пожертвовать самым важным, что имел – драгоценным перстнем. Перстень он выбросил далеко в открытом море. Вскоре некий рыбак принёс Поликрату огромную великолепную рыбу, достойную разве что царского стола. Повар, которому было поручено приготовить рыбину, вскрыл её брюхо и обнаружил там изумрудный перстень. Получив обратно драгоценность,  тиран понял, что обречён: боги не приняли жертву, значит собирались его погубить. И правда, через некоторое время Поликрат попал в плен к врагу и был подвергнут самой мучительной казни – посажен на кол.

 

 

Впрочем, вернёмся к пелевинским героям. Шкуро, как мы помним, добыл для кукуратора древнее лазерное оружие, способное мгновенно поражать любой объект – «Берни». Так вот, в начале новеллы мы оказываемся на испытаниях «Берни» – испытаниях весьма успешных. Кстати, а почему оружие называется «Берни»? Перед нами аллюзия на американского политика Берни Сандерса, участвовавшего в выборах президента США и проигравшего Джо Байдену. Выборы проходили в год выпуска «Трансгуманизма» – не исключено, что Пелевин прочил гораздо лучшие перспективы этому ныне вполне забытому политику.

 

 

После испытаний лазера кукуратор возвращается в своей рай и размышляет о загадке бога, с которым он общается по телефону при помощи японской разработки – генератора случайных чисел, которые на поверку оказываются не такими уж случайными.

Успех везунчика Шкуро приводит к почти мгновенной реакции его конкурента – генерала Судоплатонова. В кабинете, где наконец заменили картину «Obey», он докладывает лидеру сердоболов

  • о том, что у Ахмада инсульт от райских яблок,
  • о том, что группа сибирских холопов безуспешно пыталась пустить под откос поезд с «Берни», а главное
  • о результатах расследования сущности Гольденштерна. Оказывается, Гольденштерн – вовсе не счастливое солнечное божество, а пленник бесконечно повторяющегося цикла страданий.

В начале цикла Гольденштерн проживает жизнь произвольно выбранного человека – на это уходит половина ночи – то самое время, когда солнца в баночном мире не видно. Затем появляется «внешний» Гольденштерн, вступающий в любовную связь с человеком, жизнь которого он до сих пор переживал. Эта любовь приводит обоих на край бездны, куда оба падают, но, прежде, чем разбиться, Гольденштерн останавливает время, вспоминает о своём божественном статусе и начинает полный ликования подъём –  так в баночном мире начинается восход. Взмыв в зенит, Гольденштерн читает некую надпись, оставленную для него настоящим богом и, испытав сильнейшее потрясение, низвергается вниз, чтобы повторить цикл. Занятно, что это цикл видят не только банкиры, но и — при определённых условиях — жители нулевого таера – например, секты Свидетелей Прекрасного.

 

 

Закончив доклад, Судоплатонов превращается в раскрашенную статую с розой в руках – приглашением от Розенкранца, о котором в своё время говорил шейх Ахмад. Бро кукуратор видит открывшуюся в стене дверь и отправляет в Эльсинор. А мы пока повременим и заметим, что Пелевин только что суммировал все предыдущие новеллы:

  • судьбу лицеистки Мани — из «Гольденштерн все»
  • Шкуро, превращающегося в побеждённого кота – из «Кошечки»
  • мистическую связь с высшими силами при помощи кода – из «Поединка»
  • холопов, попавшие под поезд с «Берни» – персонажей «Митиной любви»
  • возможность видеть Гольденштерна из первого таера под воздействием наркотиков – опыт Ивана и Няши из «Свидетеля Прекрасного»
  • картину на стене кабинета и яблоки, подаренные Ахмаду – из «Бро кукуратора»

Теперь вернёмся к кукуратору, который попадает в гамлетовский замок «Эльсинор» – тут Пелевин не удержался и русифицировал его как «Ельцинор» – совершенно бессодержательная, но в принципе забавная шутка. Куратор гейзера минует ряд комнат, в которых обнаруживает погибших героев Гамлета – Офелию, Полония, Гертруду, Клавдия, Лаэрта и, наконец, Гамлета с собственным мозгом в руках и рекламной надписью «IT IS «TO BE», STUPID!».

В каждой комнате Пелевин то бравирует знанием метатекста шекспировской трагедии – версии Виктора Гюго о том, что Офелия была беременна и видом яда, который налили в ухо отца Гамлета (это действительно вызывающая галлюцинации белена), то вновь позволяет себе весьма грубые и глупые бессодержательные шутки: имя норвежского принца Фортинбраса, к собственному удивлению оказавшегося наследником Гамлета, интерпретируется как «Fart in brass», т.е. «пускай газы в латунь».

В отдельной комнате кукуратор находит сваленные вместе скелеты героев, которые в конце трагедии остаются в живых. В последней комнате наш герой наконец то встречает выславшего приглашение – Розенкранца.

 

 

Розенкранц, как и следовало ожидать, выгладит как Гэри Олдмен из фильма Тома Стоппарда. Соответственно, кукуратор оказывается Тимом Ротом в роли Гильденстерна – на всякий случай, Пелевин специально это оговаривает. Это первый, но не единственный случай, когда автор новеллы неожиданно начинает повторяться. Появляется впечатление, что этот сюжет имеет для Пелевина определяюще важное значение, поэтому свои идеи он решил донести до читателя всеми возможными способами. Вновь выясняется, что Розенкранц – представитель демонов-вампиров, которые были древними богами и создали людей для того, чтобы питаться из мыслительной силой, что Гольденштерн находится в ловушке и проходит определённые стадии цикла, что его мозг работает гораздо быстрее мозга обычного человека, что вся история с банками вырастает из экологических проблем и необходимости сократить воздействие человека на природу, сохранив, а, по возможности, приумножив продуцируемую им мозговую энергию.

Пелевин не только повторяет сведения, которые мы уже получили из «Трансгуманизм» – он постоянно предлагает аллюзии к своим старым романам, чего до сих пор не делал. «Homo zapiens» – термин из «Generation П», агрегат «М5» – из «Empire «V»», отправивший Офелию на корм золотым рыбкам шекспировед И.Шитман – из «Священной книги оборотня». Сложно сказать, зачем Пелевин это делает – то ли иронично оправдывает очередное появление кастанедианских вампиров, возникающих в каждом втором романе, доводя повторение до абсурда, то ли намекает на то, что Гильденстерн-кукуратор — это он сам, автор – ведь в «Митиной любви» недвусмысленно было заявлено, что альтер-эго Пелевина Шарабан-Мухлюев и есть кукуратор.

 

Пожалуй, единственное, что мы действительно узнаем из повествования вампира – то, что Гольденштерн и есть образцово разогнанный мозг нового типа, «homo overclocked» – то, что ожидает всех банкиров по окончании их контрактов.  Да ещё то, что бро кукуратор вполне может присоединиться к расе вампиров при условии прохождения испытания. Испытание начинается со сражения на рапирах, затем перемещается на загадочное футбольное поле, где бро кукуратор вроде бы убивает вампира при помощи лазерного луча «Берни». Впрочем, чудовищу удаётся схватить Гильденстерна-кукуратора и прыгнуть с ним в яму. Естественно, дальше возобновляется типический цикл Гольденштерна – бро кукуратор осознаёт свою божественность и единство со всеми существами, взмывает к небесам своего храма и наконец читает многократно упомянутую загадочную надпись.

Выясняется, что он – не личность, а просто программа, задача которой – вызывать у людей сильные эмоции: надежду, лукавство, хитрость, зависть, злобу, торжество и за счёт этого питать вампиров.

Поняв это, Гольденштерн низвергается вниз, чтобы забыть полученное знание. Ведь он «вспомнил главное – почему бог допустил его на эту ступень совершенства и что такое бог».

Так что же понял Гольденштерн о боге, что такое бог? Как Вы думаете? В чём основная идея произведения, которую так напряжённо, с многочисленными повторениями и аллюзиями к прежним произведениям, хотел донести до нас автор. Жду Ваших ответов здесь:

https://vk.com/wall-196134796_11875