В бутик-пространстве «Базилио» живёт очаровательная кошечка Миу. Название бутика, конечно, происходит из «Буратино» Алексея Толстого. Толстой не любил сочинять – он любил перерабатывать, «Буратино» – весьма творческая переработка итальянской сказки «Приключения Пиноккио». В «Пиноккио» тоже есть кот, только безымянный. Почему же в отечественном варианте он получил имя? Вероятно, потому что русских котов обычно зовут Васька, ну а Базилио – итальянский вариант этой клички.
Гораздо интереснее имя главной героини – кошечки Миу. Можно предположить, что это всего лишь вариант «мяу». Но нигде кошки не говорят «миу», хотя диапазон интерпретации кошачьего звукового сигнала в языках мира довольно широк – от «миав» до «ньян-ньян». На самом деле, единственное, что связывает кошку со словом «миу» – древнеегипетский язык, где слово «миу» и значит «кошка». Правда, неясно, знал ли Пелевин о концепции «школьного чтения» египетского языка – проще говоря, «миу» – то, как мы на сегодняшний день читаем иероглифы этого слова, но это совсем не значит, что египтяне так на самом деле его произносили.
Итак, звезда кошачьего бутика «Базилио» очаровательная Миу постоянно подвергается ухаживаниям представителей противоположного пола. Из них явно выделяются два «альфы» – серый Феликс и рыжий Мельхиор. С первым всё понятно – это аллюзия на героя чёрно-белых мультфильмов зари кинематографа, кота Феликса, пропорции которого стали стандартными для прочих антропоморфных животных мира анимации – Микки-Мауса, Дональд Дака и т.д.
С Мельхиором ситуация сложнее. Сознаюсь, я так и не понял, почему рыжего кота зовут Мельхиором. Неужели по имени одного из библейских волхвов, которого иногда изображают в красном костюме?
Феликс и Мельхиор, как и положено альфа-самцам, долгое время пытаются не допустить открытого противостояния и ухаживают за Миу, не переступая порога своей территории. Однажды, впрочем, они сталкиваются нос к носу и вынуждены вступить в бой на глазах у дамы своей мечты. Не без труда Мельхиор побеждает Феликса и отправляется зализывать раны, прежде чем явиться к Миу уже в качестве единственного претендента на её сердце.
Однако на пути естественного и потому весьма предсказуемого развития событий кошачьего мира встаёт омега Шредингер. Естественно, это намёк на широко известный мысленный эксперимент, предложенный одним из создателей квантовой механики Эрвином Шрёдигером. Поскольку Ваш покорный слуга в квантовой механике не силён, позволю себе процитировать самого великого физика:
«Посадим кошку в стальной сейф вместе с адской машиной (защищённой от кошки). В счётчик Гейгера положена крупинка радиоактивного вещества, столь малая, что за час может распасться один из атомов, но с такой же вероятностью может не распасться ни один. Если атом распадается, счётчик через реле приведёт в действие молоточек, который разобьёт колбу с синильной кислотой. Предоставив эту систему самой себе в течение часа, мы скажем, что кошка ещё жива, если за это время не распался ни один атом. Первый же распад привёл бы к отравлению кошки. Пси-функция всей системы выразила бы это тем, что живая и мёртвая кошка (с позволения сказать) смешаны или размазаны в одинаковых пропорциях»
В общем, для широкой публики «кот Шрёдингера» – сюрреалистическая загадка из невероятного мира современной физики. Таковым оказывается и пелевинский кот Шрёдингер. Он увлекает красавицу Миу на пустырь-свалку и там предстаёт перед ней во всём величии сверхкота (очевидный намёк на сверхчеловека Ницше), способного говорить. И не просто говорить – благодаря своей ауре он способен заставить говорить и мыслить саму Миу. Причём для Миу обретение этой способности выглядит не как обучение или мистическое озарение, а как припоминание – явный намёк на платоновскую концепцию, согласно которой любое познание является ничем иным, как припоминанием образов, которые душа уже созерцала в мире Идей до воплощения на земле. В итоге своё сердце Миу отдаёт вовсе не завоевавшему её в честной борьбе альфе-Мельхиору, а омеге-Шрёдингеру.
Кстати, а что это за альфы и омеги? Перед нами концепции этологии, науки о поведении животных. Альфа – термин для животного высшего ранга, омега – низшего, между ними – беты и гаммы. Подобные социальные ранги распространены среди животных весьма широко – от птиц и рыб до волков и человекообразных обезьян. Впрочем, иерархия далеко не всегда определяется физическими данными особей – нередко роль играет их возраст, опыт и другие факторы.
Так и Шрёдингер, по своим физическим данным оказывающийся гораздо ниже Мельхиора, всё же заставляет его убежать с поджатым хвостом, цитируя некие интеллектуальные тексты.
Впрочем, довольно быстро выясняется, что Шрёдингер никакой не сверхкот, а припоминание Миу к платоновским идеям не имеет никакого отношения. Оказывается, что Мельхиор и Миу – брокеры четвёртого таера, которые отправились в романтический медовый месяц, переродившись в кошек. Своеобразная туристическая поездка, имевшая ввиду отключить человеческие ограничения и в полной мере предаться животным страстям, оказалась испорчена из-за зловредного актёра первого таера. Омега Шрёдингер был когда-то профессором философии МГУ – из его диссертации и появились интеллектуальные тексты, вызвавшие страсть в Миу и ужас в Мельхиоре. Профессор стал банкиром первого таера и прогорел на бирже из-за рекомендаций брокеров, которым и решил насолить, устроившись актёром, исполняющим роль кота-омеги в бутик «Базилио». Правда, по условиям контракта, он вынужден был частично расстаться с человеческими воспоминаниями – поэтому действительно поверил, что является сверхкотом.
Суд над Шрёдингером заканчивается ничем – кота по человеческим законам осудить нельзя. Однако бедняга из-за своих действий гарантировано потеряет контракт с «Базилио» и, не в состоянии оплачивать свою банку, «отправится к Бетховену». Впрочем, брокер-Мельхиор предлагает полюбовное соглашение. Герои снова отправляются в кошачий мир и здесь на глазах у невесты рыжий альфа-самец демонстративно насилует Шрёдингера, а та, восхищённая животной мощью Мельхиора, забывает о сверхкотах.
Вот, собственно и всё. Как я и обещал в начале, всё очень просто. В конце хотелось бы спросить: согласны ли Вы, что животные более счастливы, чем люди и весьма привлекательный вариант рая – отказ от человеческого сознания? И, кстати, почему же всё-таки Мельхиор-Мельхиор? Жду Ваших ответов здесь:
Ну а к следующему разу читаем очередную новеллу «Митина любовь».