Три неразгаданные загадки

Казалось бы, ни одна эпоха в истории искусства не исследована так подробно, как эпоха Возрождения. Никаких тайн там давно уже не может быть: все откомментировано, исследовано, расшифровано.

Ан нет! Многие изображения до сих пор бросают исследователям вызов; многие фрески как были непонятными, так и остались. Сегодня предлагаю вам взглянуть на три загадки, которые пока что не сдаются перед напором историков.

 

Загадка первая

Есть в городе Феррара дворец под названием палаццо Скифанойя.

А во дворце этом есть «зал месяцев».

А в зале этом – загадочные фрески…

 

 

Нет, на первый взгляд, не такие уж они и загадочные. Художники (а их, видимо, было несколько) изобразили аллегории двенадцати месяцев, каждому из которых соответствует определенное античное божество. Божество это представлено в момент триумфа: фигура его находится на помосте, помост влекут звери, а вокруг – поклонники и последователи божества. Вот, например, триумф Венеры. Богиня – на помосте, перед дней прикованный цепями к ногам Венеры рыцарь, символизирующий верховенство любви надо всем на свете, в том числе и над грубой мужской силой. Влекут повозку лебеди,  а на зеленых лугах через которое она проезжает, резвятся кролики – извечный символ размножения, в котором Венера – главная помощница.

 

 

А вот – сентябрь, месяц бога Гефеста. Его повозку неожиданным образом влекут… обезьяны! Почему именно обезьяны? Об этом я уже и статью писал, и видео на моем youtube канале выкладывал, поэтому сейчас вдаваться в подробности этой любопытной истории не буду.

 

 

Тем более что сегодня нас интересуют не сами божества, а то, что находится под ними.

А находятся под ними странные фигуры, по три под каждым божественным триумфом.

Вот хороший пример: слева – женщина в платье из листьев, в центре – одетая в белое дама и перед ней еще какая-то маленькая фигурка, справа – юноша с дракончиком. Причем белая дама в центре сидит на огромном красным раке!

 

 

Этот рак и подсказывает нам, в каком направлении искать: явно речь идет о знаках зодиака. Соответствие между месяцами и знакам зодиака было установлено задолго до эпохи Возрождения, еще в эпоху древнего Рима. Однако что же это за странные фигуры, сопровождающие каждый из зодиакальных знаков?

На самом деле, в заголовке статьи я вас немного ввел в заблуждение (но вы же меня простите, правда). Загадка этой конкретной тайны существует. Давно установлено, что фигуры символизируют декады, то есть периоды в 10 дней. Представление о декадах существовало в греческой астрологии, а после походов Александра Македонского началось великое путешествие этих самых астрологических представлений на Восток. Благодаря торговым контактам, которые в римскую эпоху были установлены с Индией, греческие трактаты об астрологии добрались аж туда! Там они обогатились местной астрологической традицией, а затем начали долгий путь обратно: через арабские страны – в Испанию и Италию эпохи Возрождения. Великий искусствовед Аби Варбург, которому удалось установить соответствие между фигурами в палаццо Стефанойя и фигурами, описанными в индийских астрологических трактатах, поэтично назвал этот процесс «великим переселением образов». И все же значение каждой отдельной фигуры до сих пор требуют уточнения, и вопрос этот исследован недостаточно подробно.

Зато палаццо Стефанойя показывает нам, каким удивительным временем была эпоха Возрождения. В Италии, находившейся на пересечении многочисленных торговых путей, европейская культура смешалась с культурными веяния с загадочного Востока.  Прибавьте к этому античную традицию – и вы получите уникальный, ни на что непохожий культурный коктейль.

 

Загадка вторая

Палаццо делла Раджоне в Падуе. В центральном зале дворца проходили заседания городского суда. А стены дворца покрыты многочисленными фресками:

 

 

Естественно, мы найдем здесь изображение Христа, Богоматери и святых.

Найдем и изображения сезонных сельскохозяйственных работ. Вот, например, один из осенних месяцев: крестьянин потрошит свинью. Ммм, ожидается кровяная колбаса!

 

 

Но не все так просто. Присмотревшись, мы обнаружим странные фигуры, которым в зале суда делать вроде бы нечего. Например, вот этот почти голый старик с зеркалом и косой. Кто это?

 

 

С одной стороны, ответ лежит на поверхности: это – Сатурн. Помните, античное божество, глотавшее своих детей и в итоге за это поплатившееся? Но здесь Сатурн – не столько мифологический, сколько астрологический персонаж. Имеется в виду именно планета. То, что в основе цикла фресок в этом дворце лежит именно астрологическая программа, ясно хотя бы из того, что изображения созвездий там присутствуют. Вот, например, симпатичный козерог:

 

 

Но возникает вопрос: а что делают астрологические фрески а в зале для судебных заседаний? Однозначного ответа на него нет. Зато сам этот вопрос указывает на один парадокс.

Мы с вами привыкли эпоху Возрождения считать временем исключительно рациональным, временем господство разума, временем зарождения науки. А между тем именно в эту эпоху астрология, различного рода гадания и составление гороскопов достигли невероятного расцвета. Не только шарлатаны, но и выдающиеся умы того времени посвящали целые трактаты вопросу о том, как какое влияние планеты оказывают на наши земные дела. Уже в это время считалось, что характер человека будет зависеть от того, под каким знаком он родится (кстати, самыми несчастными считались именно дети Сатурна: они обречены влачить жизнь бродяг и нищих, и кончают свои дни обычно на виселице). В этой статье у меня просто нет времени и места, чтобы раскрыть всю значимость этих представлений для итальянцев того времени. Но поверьте мне на слово: астрологическими и магическими представлениями была проникнута вся культура эпохи Возрождения. Поэтому неудивительно, что в зале, где решались серьезные юридические вопросы, для астрологических фресок нашлось место.

 

 

Загадка третья

С популярностью магии, астрологии и алхимии будет связана наша третья загадка: мозаика на полу собора в Сиене.

Если вы будете внимательны при посещении сиенского собора, то обязательно обнаружите вот такую каменную мозаику: изображен на ней Гермес Трисмегист, передающий некую книгу самому Моисею (оба они подписаны).

 

 

Гермес Трисмегист, или Гермес Триждывеличайший – важная фигура для алхимиков и эзотериков всех мастей. Как вы понимаете, прародителем его был античный Гермес, бог в крылатой шапочке и сандалях. Но со временем образ этого бога трансформировался: Гермеса Трисмегиста стали представлять себе как великого учителя тайных знаний. В средние века ему приписывалось авторство так называемой «Изумрудной скрижали», текст которой якобы был обнаружен в древней гробнице, причем написан текст был на табличке из зеленого камня. Текст этот – весьма темный и непонятный, но именно к нему постоянно обращались и алхимики, и а адепты различных магических течений.

Итак, Гермес Трисмегист – фигура, связанная с эзотерикой и волшебством. Что же он делает в христианском соборе? Да еще и выступая в качестве учителя самого Моисея? Неужели популярность тайных учений в Италии того времени была настолько велика, что подобное соседство – легендарный маг и христианский храм – не вызвал ни у кого отторжения или хотя бы вопросов?

Видимо, не вызвало.

Конечно, в сегодняшней нашей статье вопросов оказалось больше, чем ответов. Но я не устаю повторять: иногда поиск разгадки интереснее, чем сама разгадка. А главное, я хотел показать вам, сколько тайн все еще таит в себе эпоха Возрождения, у которой мы сегодня неожиданно нашли непривычную для нас сторону: оказывается, в это время люди магией и алхимией увлекались не меньше, а то и больше, чем сейчас. Это открытие стало для вас сюрпризом, правда?

P.S.: пользуясь случаем, напомню, что курс по искусству эпохи Возрождения стартует уже на следующей неделе. Не гарантирую, что мы в нем разгадаем все загадки, но прикоснемся ко многим)