Три удивительных детали «Тайной вечери», на которые вы не обращали внимания

Ну что, удалось мне заманить вас сюда простеньким копирайтерским приемом под названием «интрига»? Хе-хе) Алексей коварен.

Итак, история про натурщика. Впервые эта история появляется в американском сборнике проповедей столетней давности. Сборник составлен был популярным в то время в штате Индиана проповедником по имени Гарри Касселл Дэвис и называется «Commencement Parts». Кстати, книга в сети есть в отсканированном виде, так что я не поленился и проверил: действительно, в издании 1929 года на странице 475 автор рассказывает эту историю.

 

 

Для назидательной проповеди сюжет и вправду подходит хорошо: он показывает, до чего может довести человека пьянство. Но совершенно очевидно, что история придумана американским проповедником и к реальной истории создания фрески отношения не имеет.

Все это лишний раз доказывает, что хороший контент не может быть бесплатным))

К чему я об этом вспомнил? К тому, что сегодняшняя статья посвящена как раз «Тайной вечере». Но всякой ерунды в этой статье не будет. Вместо этого я обращу ваше внимание на несколько неочевидных, но по-настоящему интересных деталей.

 

Деталь первая: палец, который неспроста.

Справа от Христа изображен апостол, указывающий пальцем вверх.

 

 

Даже если бы мы не знали наверняка, кто это, догадаться можно было бы. И помог бы нам именно палец: ведь вытянутый палец всегда указывает на апостола Фому. Помните присказку про Фому Неверующего? Это он самый и есть! Согласно библейскому рассказу, когда воскресший Христос явился ученикам, все они признали его и уверовали в великое чудо Воскресения, кроме Фомы: тот заявил, что не поверит, пока не вложит пальцы в раны Христа. С тех пор художники часто изображали Фому с вытянутым пальцем, которым он как бы собирается прикоснуться к телу воскресшего учителя. Именно так он показан, например, в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

 

 

У Леонардо палец вытянут вверх, но образованному зрителю того времени сразу было ясно, на что здесь намекает художник.

 

Деталь вторая: указующий нож.

У апостола Петра в руке — нож, лезвие которого как бы указывает точнехонько на крайнего слева апостола Варфоломея.

 

 

А ведь обычно в живописи с ножом изображали самого Варфоломея, и не случайно: по легенде, с этого апостола заживо содрали кожу. То есть нож – орудие, через которое он принял мученическую смерть. Обычно его с этим ножом и изображали, а иногда еще и с содранной кожей в руках:

 

 

Леонардо в своей изящной манере все переиграл: отобрал нож у Варфоломея и отдал его Петру, но острие орудия направил на того, кто в итоге от него пострадает. Получился элегантный ребус для знатоков священного писания.

 

Деталь третья: удивительная копия.

Вы спросите: а откуда, собственно, мы знаем, какой апостол где изображен? О, это удивительная история! Дело в том, что существуют копия «Тайной вечери», и не где-нибудь, а в маленьком швейцарском городке Понте Каприаско. Эта копия выполнена была одним из учеников Леонардо, Чезаре де Сесто, вынужденным покинуть Италию из-за политических бурь, сотрясавших страну. И вот в швейцарском варианте «Тайной вечери» все апостолы подписаны!

 

 

Так что гадать, кто есть кто, не нужно: мы все знаем наверняка.

Обнаруженные детали показывают: Леонардо был не только гениальным художником, но еще и тонким и остроумным человеком. В свои картины он мог вплетать намеки, требующие от зрителей внимания, образованности и способности к образному мышлению. И на мой взгляд, разгадывать эти загадки куда интереснее, чем в сотый раз мусолить Дэна Брауна. В следующий раз, когда в вашем присутствии заговорят о загадках «Тайной вечери», можете предложить собеседникам пару загадок, которые в ней действительно есть. Например, найти Фому среди апостолов. Пусть любители псевдонаучных теорий немного поработают извилинами.