Троицкий мост в Санкт-Петербурге

Троицкий мост – самый красивый мост в городе. Но известен он не только этим. В его истории были и коррупционный скандал, и загадка.

Троицкий мост и вправду хорош. Его элегантные тройные фонари, его изящно прорисованные стойки для проводов, сам абрис этого моста – лёгкий, современный, динамично переброшенный тремя низкими арками над Невой, его воздушные и в то же время визуально прочные металлические фермы – всё это придаёт неповторимый шарм этому мосту.

А еще прямо перед Троицким мостом находится памятник Суворову, где Александр Васильевич сам на себя не похож.

Источник изображения

 

Троицкий мост заложен был в 1897 году, к юбилею бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны. Именно поэтому, кстати говоря, на фонарях этого моста вы найдёте инициалы АIII (то есть Александр III) и МФ (то есть Мария Фёдоровна), хотя мост строился уже при их сыне Николае II. Закончили же строительство моста в 1903-м году, приурочив его к двухсотлетнему юбилею Петербурга.

 

Мост и коррупция

В истории со строительством Троицкого моста не обошлось без скандала. Дело в том, что изначально был объявлен конкурс проектов, на котором первое место получила фирма Эйфеля (да-да, та самая, что и башню в Париже возводила). Как говорят, Эйфель, узнав об этом, спокойненько сидел в Париже, дожидаясь, пока ему пришлют контракт на возведение моста. Каково же было его удивление, когда он узнал, что в итоге заказ на строительство получила совсем другая французская фирма, «Батиньоль», которая в конкурсе даже не участвовала. Вся эта история с передачей заказа компании «Батиньоль» – очень тёмная. И современники поговаривали, что не обошлось здесь без большого «отката». Но нужно признать, что «Батиньоль» тоже хорошо справился со своей работой: мост получился очень и очень красивый.

 

А летал ли Чкалов?

Люди старшего поколения, безусловно, хорошо помнят чёрно-белый фильм про Чкалова и сцену из этого фильма, в которой Чкалов из озорства пролетает под пролётом Троицкого моста. Могло ли нечто подобное произойти на самом деле?

Вопрос этот остаётся открытым. Большинство исследователей склоняются к тому, что этого героически-хулиганского пролёта всё-таки не было. По крайней мере документальных свидетельств об этом не осталось. Хотя впоследствии жена Чкалова утверждала, что пролёт такой действительно был. Впрочем, это утверждение содержится в интервью, которое она дала газете «Смена» в 79-м году, то есть через много-много лет после описываемых событий.

А вот другой лётчик, Евгений Борисенко, гораздо менее известный, чем сталинский сокол, под мостом действительно летал. Летал как раз во время съёмок фильма. Подробности этого пролёта приводит в своих мемуарах «В небе гвардейский Гатчинский» Николай Григорьевич Богданов. Впрочем, в его воспоминаниях тоже есть некоторые нестыковочки. В частности, он пишет, что Борисенко, для пролёта под Троицким мостом, выбрал самолёт-амфибию. Однако на кадре из фильма хорошо видно, что у самолёта, который летит под мостом, внизу находятся шасси. Разве у самолётов-амфибий шасси бывают? Я, конечно, не большой специалист в авиации, но мне кажется, что нет. Впрочем, до конца уверенным быть не могу.

Съёмки фильма прошли гладко, хотя без ЧП не обошлось. По воспоминаниям Богданова, Борисенко в первый день в тихую, безветренную погоду выполнил два пролёта под мостом. Однако режиссёры попросили на следующий день повторить процедуру, потому что в отснятом материале им что-то не понравилось. На следующий день лётные условия были гораздо хуже: дул сильный боковой ветер. Однако Борисенко и тут справился, ещё дважды пролетев под мостом. Казалось бы, всё самое сложное позади. Но не тут-то было! Уже поздно вечером, после окончания съёмок, Борисенко, приводняя свой самолёт на Неву, напоролся на плавун (полузатонувшее бревно). Самолёт получил пробоину и затонул. А режиссёр Гинзбург, которого Борисенко подвозил на самолёте, искупался в невской водице. Вот так-то! Сложный пролёт выполнили без сучка, а на простом приводнении накололись.

Из личного опыта: Лично для меня, как для петербуржца, Троицкий мост, к сожалению, -это в первую очередь мост, который стоит. Стоит всегда: утром и вечером, в будни и в выходные. Во многом это связано с неправильно отрегулированными светофорами по обе стороны моста. Мне по нему приходится ездить очень часто. Поэтому схему проезда я отработал до автоматизма: перед поворотом на мост держаться правого ряда, потом сразу же уходить в левый, который почему-то едет быстрее, чем два других; а при съезде перестроиться в центральный. К сожалению, из-за всех этих манёвров времени полюбоваться на красоту самого моста уже не остаётся. Что делать! Профессиональная деформация. Но вот жители Петербурга как минимум раз в год любуются на этот мост обязательно – кто вживую, кто по телевизору. Ведь когда в Петербурге отмечают «Алые паруса», именно на мосту устанавливают осветительные приборы, которые выхватывают из темноты идущий по Неве корабль под алыми парусами.

“Алые паруса” в Петербурге. На заднем плане – Троицкий мост, на котором установлены прожекторы.

 

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще мы можем с вами съездить на экскурсию в столицу фонтанов.