Экскурсивод Алексей ПашковИндивидуальный гид по Петербургу Алексей Пашков. Вожу экскурсии по городу на своем автомобиле. Провожу в музеи без очереди. Рассказываю много и по делу, но не занудно. 

 

Не каждый гид вам подойдет. Выбирать гида — дело ответственное. Важно не только оценить его знания, опыт, квалификацию. Самое главное, чтобы вы совпали с ним на человеческом, эмоциональном уровне, чтобы вы правильно срезонировали. Ведь гид – это тот человек, бок о бок с которым вы проведете несколько часов, а может быть, несколько дней. Вы будете плотно общаться, вы будите находиться в одной машине. И тут критически важно, чтобы вы были на одной волне.

Представьте себе, что будет, если  человеку неторопливому и основательному попадется суетливый, непоседливый экскурсовод с быстрым темпом речи? Правильно, его будет сложно воспринимать. Или рассмотрим еще более острую ситуацию: вы с гидом разойдетесь в политических взглядах  (в последнее время поводов для таких расхождений — хоть отбавляй). Вдруг во время обеда в ресторане выяснится, что ваши точки зрения на Крым полярно противоположны? Потом вам будет сложновато работать с таким человеком.

Поэтому, в этом разделе я постараюсь представить себя вам, мои уважаемые потенциальные гости, и рассказать все, что вам понадобится, чтобы принять обоснованное решение: обращаться ко мне, или поискать кого-нибудь другого.

Итак, вот что вам нужно знать про частного гида Алексея Пашкова.

Я — историк по образованию.

Закончил я Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПГУ, в прошлом – ЛГУ, Ленинградский Государственный Университет, в народе – «лучшие годы уходят»). Учился на историческом факультете, на кафедре  истории древней Греции и Рима. Почти защитил кандидатскую диссертацию, но терпения и усидчивости не хватило.

 

диплом-min

Моя гордость — мой диплом

 

Меня многие спрашивают, как я попал в профессию. Да очень просто. Обладая обширными историческими познаниями (все-таки университет в мое время давал весьма основательное образование; не знаю, как сейчас), я постоянно искал области, в которых их можно было применить. Но областей этих, к сожалению, не так много. Учителем в школе? Нет, спасибо, это совсем не мое. Научная карьера – одно время я подумывал об этом, но в какой-то момент понял, что, хотя научная деятельность меня и привлекает, но нищенствование и постоянная полуголодная диета — решительно отталкивают, а в  наше время эти вещи неразлучны. Поэтому выбор – податься в экскурсоводы – оказался естественным: где еще есть потребность в людях с энциклопедическими, гуманитарными знаниями?

Очень быстро выяснилось, что у меня язык «хорошо подвешен», речь льется ручейком, что я совершенно свободно и раскованно чувствую себя перед аудиторией, могу говорить экспромтом. Одним словом,  природа одарила меня всем, чтобы состояться в экскурсоводческой профессии. Остальное — дело времени, практики и опыта.

Как у историка, у меня есть несколько любимых тем, в которые, при желании, мы с вами можем углубиться. Во-первых, это эпоха Петра I. Меня всегда интересовали критические, переломные периоды в истории человечества, время, когда общество становится нестабильным, развитие его непредсказуемо, и чаша весов может склониться в любую сторону. Именно таким периодом и была петровская эпоха. Споры о том, чего больше в петровских реформах – вреда или пользы, продолжаются до сих пор. Меня же всегда гораздо больше интересовала психология людей того времени, их отношение к переменам. Диапазон реакций здесь огромен: от ужаса и тотального неприятия — до фанатического преклонения перед фигурой Петра. Кто-то видел его Антихристом, кто-то – спасителем и преобразователем России. Именно этот разброс мнений меня и увлекает. Так что в свое время я много работал над источниками петровской эпохи, и о различных чудачествах  Петра (и восприятиях этих чудачеств его современниками и современными историками) могу рассказывать долго.

Другая область моих интересов – петербургская мифология. Не буду на этом останавливаться чересчур подробно. Лучше дам ссылку на книгу, которую мы вместе с моим другом Юрой Нежинским написали несколько лет назад. Она называется «Мистика Петербурга. Историческое расследование» и посвящена мистическим легендам, связанным с Петербургом. Мы не просто пересказываем в этой книге истории, но и пытаемся разобраться, насколько им можно доверять, каковы источники этих легенд, как они возникли. Можете скачать книжку себе на телефон и почитать, пока будете ехать на Сапсане из Москвы в Питер: она как раз на такое время чтения и рассчитана.

 

Скачать книгу «Мистика Петербурга: историческое расследование»

 

В последнее же время я начал интересоваться совершенно другим периодом – русской революцией, причем конкретно меня интересует время от февраля до октября. Причина очевидна – это такой же переломный момент, такая же эпоха критического выбора, как и эпоха петровская. Меня особенно занимает вопрос – как удалось Ленину, который до Февральской революции не имел в России ни поддержки, ни большого числа последователей, ни достаточно развитой организации, в итоге прийти к власти? В последнее время я много читал на эту тему — от мемуаров Троцкого и Суханова до «Красного колеса» Солженицына. Так что в перипетии первой и второй русской революции мы с вами тоже можем углубиться.

 

Мое небольшое хобби – философия.

История рассказывает нам о том, как двигалась человеческая история до сих пор, философия призвана дать ответ на вопрос – куда человечеству, равно как и отдельному человеку, должно двигаться дальше. Для меня философия – не умозрительная наука, а вполне практическая дисциплина. Как говорил Кант, философия должна давать ответ на три главных вопроса: что я могу знать? что мне следует делать?  на что я могу надеяться? Меня особенно занимают последние два. Я давно уже поставил себе большую цель – ознакомиться со всеми основными философскими произведениями, созданными в Европе за всю историю европейской цивилизации. К ней я движусь, медленно, но верно. Недавно закончил перечитывать «Этику» Спинозы, в которой понял практически все. Худо-бедно разобрался с «Наукоучением» Фихте, хотя чтение это мозгодробительное. Сейчас работаю над Шеллингом, и с некоторым внутренним содроганием жду, когда придет время приняться за Гегеля. Любимцем же моим всегда были Сартр и Камю. Помнится, «Калигулу» Камю я прочитал на втором курсе, и чуть не плакал, настолько это произведение меня потрясло. Так что, если у вас есть склонность к неторопливым рассуждениям на отвлеченные темы, я как раз тот собеседник, который вам нужен.

 

Мое профессиональное кредо – постоянный рост.

Когда я только начинал работать гидом, я очень много читал об истории Петербурга. Это мне и позволило буквально за пару лет стать вполне крепким профессионалом. Однако я не останавливаюсь на достигнутом и непрерывно пополняю свой багаж знаний. Делаю это я и для моих гостей, и для самого себя: ведь, если бесконечно использовать уже имеющиеся наработки, сама работа становится скучной. Человеку постоянно требуется что-то новое, без этого мозг засыхает. Так что книги по истории Петербурга постоянно лежат у меня на прикроватном столике. Кстати говоря, в последнее время я стал еще и активно использовать аудиокниги, что и вам рекомендую. Ведь то драгоценное время, которое вы тратите, стоя в пробках, можно потратить с гораздо большей пользой. Только за последний год я прослушал огромное «Красное колесо» Солженицына (на мой взгляд, лучшее, что написано в России об истории революции). Сейчас слушаю мемуары Милюкова.

 

Мой стиль работы – легкий,  веселый и без пафоса.

Сколько людей, столько и характеров. У каждого гида свой стиль преподнесения материала. А про себя могу сказать, что я могу быть серьезным, но предпочитаю быть  ироничным. Мне нравится разбавлять свои рассказы шутками и байками, хотя, безусловно, экскурсия не должна состоять только из побасенок и анекдотов. Однако я терпеть не могу серьезных и высокопарных гидов — лекторов, которые превращают свои экскурсии в бесконечный, однообразный, нудный и местами пафосный монолог. Все-таки экскурсия – это форма отдыха, поэтому нет ничего плохого в том, чтобы развлечь слушателя шуткой. А если нужно, то и двумя-тремя шутками.

 

А еще я обожаю всякие истории из жизни современного города. Вот, например, вы знаете, что в Петербурге снимали многие сцены для «Шерлока Холмса» (имею в виду правильного «Холмса», старого, с Ливановым)? А я знаю. И даже на радио об этом рассказывал. Вот, кстати, можете послушать тот эфир:

Но чего вы от меня точно не услышите, это надрывной эмоциональности. Некоторые гиды любят рассказывать (особенно об определенных темах, о блокаде, например) с дрожью в голосе. Я не из их числа. По натуре я человек, скорее, рассудочный и рациональный.

Однажды я прочел негативный отзыв о своей работе (да-да, такие тоже встречаются), в  котором дама, в частности, писала о том, что, побывав со мной на экскурсии в Русском музее, она в итоге так и не поняла, люблю я русское искусство, или нет. На мой взгляд, вопрос поставлен совершенно некорректно. Что значит – любить русское искусство? Безусловно, я получаю удовольствие от нахождения в Русском музее, хотя бываю там, конечно же, и не каждый день. Проливаю ли я при этом слезы над какой-нибудь сценкой из арсенала передвижников, замирает ли у меня сердце при виде военных картин Дейнеки? Нет. Да это, по моему глубокому убеждению, и не нужно. Чтобы хорошо провести экскурсию по Русскому музею, не нужно любить русское искусство, нужно много знать о нем. А это — как раз по моей части.

 

Я всегда стремлюсь дать клиентам то, чего они хотят.

Это, на мой взгляд, очень важный профессиональный принцип, который не так очевиден, как может показаться. Старая советская школа экскурсоводов (у которой, безусловно, были свои достоинства; советские экскурсоводы – очень начитанные, знающие специалисты)  рассматривала экскурсию как форму образования (и, конечно же, как средство пропаганды. Поэтому во всех методичках и учебниках того времени (кстати говоря, существует учебник по экскурсоведению, как это не удивительно), была совершенно четкая установка: функция гида – передавать знания слушателям, а функция слушателей – эти знания усваивать. Экскурсия превращалась в нечто среднее между лекцией в обществе «Знание» и выездным школьным уроком.

Я всегда придерживался другой установки. Моя функция, как гида, сделать клиенту хорошо. Человек обратился ко мне за тем, чтобы хорошо провести время, чтобы я подарил ему приятные эмоции. Поэтому, в первую очередь, мне нужно понять, чего от меня хотят. Ведь за словом «экскурсия» могут скрываться совершенно разные вещи. Для кого-то экскурсия – это способ получить большое количество информации об определенном наборе объектов. Для кого-то — возможность погулять по красивым местам, сопроводив эту прогулку минимальной исторической справкой. Для кого-то – возможность поговорить о жизни. А кто-то вообще не понимает, зачем он на эту экскурсию пришел. К каждому из таких людей подход будет разный.

Кого-то я постараюсь завалить датами, цифрами и именами, кому-то в легком темпе буду вбрасывать маленькие кусочки информации, с кем-то душевно поговорю о жизни и ее обманах. У меня был как-то раз клиент, с которым мы приехали в Петергоф, спустились в Нижний парк, за две минуты посмотрели Большой каскад. После этого сели за столиком в ресторан, выпили пива (к счастью в тот день я был не за рулем) и два часа обсуждали его неудавшуюся семейную жизнь. После чего сели в машину и поехали обратно. Клиент был доволен.

Таким образом, я рассматриваю себя скорее, как развлекателя, образователя, компаньона и вашего личного шофера в одном лице. Для меня экскурсия – это больше, чем экскурсия, это шанс помочь вам испытать приятные ощущения, добавить в копилку вашей памяти радостные воспоминания (как бы пафосно это ни звучало).

 

Чего я не люблю.

В последнее время у меня появилась запретная тема: политика. Пожалуйста, уважаемые, любимые мои клиенты, не заводите со мной разговоры ни о Крыме, ни о Путине. По моим наблюдениям, это плохо кончается. Тема в последнее время стала настолько взрывоопасной, что я стараюсь ее, в принципе, не касаться.

В прошлом году я совершил большую ошибку. Мы с моим лучшим другом, с которым мы знакомы много лет, поехали на машине в Хельсинки. Из Петербурга до столицы Финляндии — часов шесть езды. Хотя знаю я друга своего еще с первого курса университета, но по каким-то причинам мы никогда с ним не говорили о политике. Видимо находили более интересные темы для общения. А тут черт нас дернул заговорить про Крым. От Крыма мы пришли к общей международной ситуации, а от нее — к ситуации внутриполитической.

Дорога до Хельсинки долгая. Из машины не выпрыгнуть. Мы узнали друг о друге много нового. Не подрались, конечно, но какая-то трещинка между нами пробежала. Поэтому буду вам признателен, если этих тем мы не будем касаться.

 

Чем Алексей занимается в свободное время?

Свободного времени у Алексея, на самом деле, не так много. Ведь зимой, когда в Петербурге низкий сезон и клиентов становится мало, Алексей развивает несколько других своих проектов, которые, впрочем, тоже связаны с экскурсиями. Например, в этом году я создал небольшой интерактивный детский музей, который называется «Египетская комната». Там дети могут посмотреть и, что немаловажно, потрогать руками копии древнеегипетских артефактов. И, конечно же, послушать адаптированную под их возраст экскурсию о египетских богах и мифах. Не могу не воспользоваться случаем похвастаться, и прилагаю несколько фотографий из «Египетской комнаты».

египетская комната (1) египетская комната (2)

Так что, как видите, без дела я не сижу никогда.

 

Вот каков он — гид Алексей Пашков.

Если после прочитанного вам не терпится заказать у меня экскурсию — пожалуйста, свяжитесь со мной. И сделайте это как можно скорее!