Вопрос о Христофоре-псоглавце мне задают постоянно. Откуда взялась идея изобразить святого с головой животного? Не по православному это как-то. И канонична ли такая икона? Может ли она находиться в церкви? А давайте-ка попробуем разобраться. Если вы в детстве читали книжки про мифы Древней Греции, то название «псоглавцы», а по-гречески «кинокефалы», вам должно быть хорошо знакомо:

Святой Христофор. Именно о нем спрашивают меня чаще всего: больно уж необычно и житие, и изображение Христофора. Православная и католическая традиция о нем сильно отличаются. Европейцы знали о жизни Христофора в основном из «Золотой легенды», латинского сборника святых. Кроме того, в Средние века появилась еще и длинная поэма о святом на немецком языке. И вот

Разум – самое ценное, что у нас есть. Посудите сами: во всем мы проигрываем животным. Гепард быстрее, медведь сильнее, но способность думать наши физические недостатки с лихвой компенсирует. Понятно, почему страх утратить разум, страх перед безумием – один из древнейших страхов человечества. В античной культуре он проявился особенно ярко, да и не только в античной.

Словами диспуты ведутся, Из слов системы создаются; Словам должны вы доверять: В словах нельзя ни йоты изменять.   Это моя любимая цитата из «Фауста». Воистину, со словами нужно быть осторожным! Ведь слова лежат в основе идей. А человек — единственное существо на планете, способное убивать себе подобных не ради пищи или самок, а за идею.

Человек, готовый скорее поломать карьеру, чем переломиться в талии, вызывает уважение. Но признаюсь: сам я этим умением — отстаивать свою позицию перед наделенными властью — обладаю далеко не в той степени, в какой хотелось бы. А вот кто этим качеством действительно обладал, так это Валентин Серов!     Есть две известные истории про художника, демонстрирующие

Итак, откуда же появилась эта Богородица-русалка? Начать нужно с того, что русалки (точнее, сирены: так их называли древние греки) в средневековом искусстве встречаются часто. Перекочевали они туда, разумеется, из античности, вместе с фавнами, кентаврами и прочей нечистью. В средние века художники перетолковали эти образы, и все чудовища из греческих мифов стали восприниматься как олицетворения разнообразных

Тема для сегодняшней статьи выбрана не случайно. Ведь философия всегда была моей тайной страстью. Многие думают, что философия — это заумные и абсолютно оторванные от реальной жизни рассуждения о бытии-в-себе и бытии-для-себя, о априорном и апостериорном знании, о имманентном и трансцендентном. Однако это не так. Философия – это прежде всего попытка найти ответы на самые

Вы догадались уже, наверное, что речь идет о картине Репина «Не ждали». И покойный император Александр II, и два поэта, Некрасов и Тарас Шевченко, и Иисус Христос в ней присутствуют. Присутствуют в виде литографий, развешанных на стене. Отношение современников к этой картине было разным. Александр Бенуа считал, например, что персонажи у Репина получились ходульными, а

Василий Верещагин, судя по воспоминаниям современников, всегда был о себе как о художнике очень высокого мнения, и не без оснований. А еще он считал, что политичность и такт – это для обделенных талантом (а вот это уже сомнительно). Правду-матку о своих коллегах он резал не стесняясь, что в личных разговорах, что в печати. Но почему

Предмет номер один: мышеловка. Казалось бы, сложно найти предмет более прозаичный и мелкий, чем ловушка для грызунов. И тем не менее даже ей художники прошлого умели придавать глубокий смысл. А может, и не умели… Перед вами — знаменитый алтарь Мероде кисти фламандца Робера Кампена. Его правая створка изображает Иосифа, мужа Девы Марии, за привычным плотницким