Что нам досталось от первых христианских художников

В этой статье, как и обещал, поговорим о тех сюжетах, которые прошли через все исторические перипетии и попали из первых веков нашей эры прямо в современное искусство. И начнём с самого интересного, а именно с летающих тарелок.

Когда энтузиасты уфологии видят вот это изображение, у них немедленно начинается повышенное слюноотделение и учащается пульс. Смотрите: по бокам от головы распятого Христа два странных небесных объекта, ну очень напоминающих летающие тарелки с астронавтами в них. Чем ни свидетельство контакта с внеземными цивилизациями?

Увы, вынужден уфологов огорчить: это никакие не летающие тарелки, а древнейший иконографический мотив. Уже в самых ранних изображениях Распятия часто в небе над Христом появляются Солнце и Луна. Пример: миниатюра из так называемого Евангелия Раббулы (по имени писца), раннехристианского кодекса, созданного в V или VI веках нашей эры.

В небе над головой Христа Солнце и Луна; заметим, кстати, что на солнечном диске нарисовано маленькое личико. Таким образом иллюстратор придал человеческие черты природному объекту – это явно продолжает традицию языческого искусства: для язычников и Солнце, и Луна, и звёзды были божествами с определёнными персональными чертами. Почему здесь Луна и Солнце? Видимо, так раннехристианские иллюстраторы предпочитали передавать строчку из Евангелия: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого.

Как это изобразить? Очевидно, изобразив одновременно Солнце и Луну и показав таким образом, что время дневное, но ночное светило на небосводе присутствует.

Да, может быть, это и не самый логичный вариант, но тем не менее в то время предпочли именно его. И иконография эта утвердилась: взгляните, например, на позднюю работу знаменитого русского портретиста В. Боровиковского: в небе над Христом Солнце и Луна, скрытые облаками.

 

Наездники на дельфинах

Идем дальше: вот икона «Крещение Христа» из Русского музея в Петербурге. Христос стоит в водах Иордана, слева от него Иоанн Креститель. А что за два странных персонажа – то ли рыбы, то ли дельфинчики – плещутся по бокам от Христа?

Это как раз-таки олицетворение реки Иордан. В античном искусстве стало традиционным изображать природные объекты, а в особенности реки, в виде человеческих фигур. Реку обычно представляли длиннобородым старцем, который лежит, опираясь рукой на кувшин. Такую иконографию переняло и раннехристианское искусство. Например, в мозаике, украшающей купол баптистерия в Равенне, такое олицетворение Иордана в изображении Крещения присутствует.

Есть и другой пример, из другого баптистерия, но то же изображение: здесь у Иордана очень симпатичная корона из крабовых клешней.

Как видите, эта традиция перекочевала в итоге в православную иконографию. «Но стоп, – спросите вы, – почему же фигуры здесь две?». А это связано с античной географической традицией, согласно которой река Иордан возникла благодаря слиянию двух рек. Вот они-то в воде у колен Христа и резвятся.

 

Полумесяц в основании креста

Меня как экскурсовода часто спрашивают о полумесяце под крестом на куполах православных церквей. Если за каждый такой вопрос я получал бы рубль, то, наверное, давно бы уже вышел на пенсию. Увы, рубля мне не дают. Но не будем о грустном)  Лучше разберёмся, откуда же там полумесяц.

Сразу отбросим ерундовую версию о том, что месяц этот в основании креста символизирует торжество православия над мусульманством. Запомните раз и навсегда: никакого отношения к этому полумесяц не имеет. Символ этот возникает на крестах очень древних русских церквей, построенных в то время, когда о каком-то глобальном противостоянии православия с мусульманством речи даже не шло. За примерами далеко ходить не надо: церковь Покрова на Нерли.

Откуда же в таком случае взялся полумесяц, и что он означает? Есть две основные версии по этому поводу, и одна связывает появление полумесяца с так называемым якорным крестом. В раннехристианском искусстве в живописи римских катакомб часто встречается изображение креста, в основании которого якорь, или  изображение якоря отдельно. Например, саркофаг Ливии Примитивы:

Видимо, появление его связано было с аллегорией «Церковь – корабль», распространённой в литературе того времени. Действительно, Церковь как некое судно, наполненное друзьями по вере-матросами, несёт человека сквозь бурное море язычников, наполненное опасностями и искушениями. Апостол Павел в одном из своих посланий сравнивает веру с якорем; ухватившийся за него обретает надёжную почву под ногами. Некоторые исследователи полагают, что со временем именно этот якорь эволюционировал в полумесяц в основании креста. Причем появляется он очень рано: вот, например, саркофаг из Равенны, V или VI век:

Так что паки и паки повторяю вам: никакой связи с противостоянием православия и мусульманства в этом символе видеть не нужно. Это грубое заблуждение.

 

Странный знак

Наконец, иногда на фасадах русских церквей можно встретить странный знак. Он похож на это колесо: кружок, а внутри него три пересекающиеся линии. Вот, например, такой знак на фасаде Кронштадтского Морского собора (наверху слева):

Что это? Одна из версий заключается в том, что перед вами редуцированная хризма, то есть значок, состоящий из первых букв греческого имени Христа. «Хи» и «ро» в изображениях раннехристианского искусства встречается очень часто. Вот пример:

По легенде, такой знак приказал император Константин своим воинам поместить на щиты перед решительный битвой у Мульвийского моста, в результате которой он и стал единоличным правителем Римской империи. В дальнейшем именно Константин узаконит христианскую религию в пределах Римского государства. Хризма впоследствии часто будет встречаться в искусстве, но, как правило, круглая часть наверху посередине, то есть часть, образующая букву «ро», будет сохраняться. Однако есть примеры хризмы и без неё, то есть знак этот максимально упрощается и редуцируется до трех пересекающихся черточек, что мы и видим в данном случае.

Видите, сколько нам с вами осталось в наследство от первых веков христианского искусства? И это лишь малая часть. Надеюсь, статья была интересной и познавательной. А если хотите глубже окунуться в увлекательную тему становления христианского искусства, добро пожаловать в мини-курс: наверняка вы об этом уже знаете. Но напомню, что приобрести его по специальной цене всего лишь за 500 рублей можно только до конца этой недели.

МИНИ-КУРС ПО РАННЕХРИСТИАНСКОМУ ИСКУССТВУ