Важнейшим элементом отечественного культурного наследия являются православные храмы, и, даже если Вы не являетесь религиозным человеком, выяснить особенности их организации по крайней мере любопытно, если же являетесь — просто необходимо. Сегодня мы разберёмся с, вероятно, самым эффектным и весьма сложным для понимания элементом православного храма — иконостасом. Итак, иконостас (от греч. «εἰκονοστάσιον») — перегородка, отделяющая

Раз у нас статья в стиле «Кода да Винчи», только в реальной жизни, надо сразу нагнать туману и интриги. А значит, я начну так: барельеф в Петербурге – финальное звено в длинной цепи похожих изображений, что тянется из глуби веков… И это, пусть и несколько пафосное, вступление, будет чистой правдой. Вот, например, изображение из французской

ДЕТАЛЬ ПЕРВАЯ: НЕОБЫЧНАЯ СКУЛЬПТУРА     Эта композиция находится на Большой Морской улице. Вроде бы чувствуем, что аллегория перед нами; но чего аллегория? Непонятно. Могучая дама в доспехах – то ли Афина, то ли нет; под щитом у нее старик спрятался, в руках свиток держит… Начинаем перебирать в уме классические аллегории – Мудрости, Мужества, любви

КАРТИНА ПЕРВАЯ, С ЯЙЦОМ Так называемый Алтарь Монтефельтро кисти итальянца Пьеро делла Франческа находится в Милане.     Вроде бы все понятно: Мадонна с младенцем в окружении святых. Святые узнаваемы: Иоанна Кресттеля отличаем по одежде из верблюжьей шерсти, святого Франциска – по стигматам. В латах и на коленях, разумеется, заказчик. Но начинаем, уже приученные Алексеем,

Удивительно мы с вами устроены. Люди, я имею в виду. Природа не дала нам ни толстой шкуры, ни рогов, ядовитых зубов. Зато наградила разумом, а еще – эмпатией. Последнее – и вправду чудесная способность! Мы, как телепаты, ощущаем эмоции других; мало того, мы еще и можем их разделять, принимая часть тяжести на себя! И наоборот:

Вот вам история Федры в двух словах: жена Тесея (того самого, что Минотавра победил), она влюбляется в собственного пасынка Ипполита. Воспользовавшись отсутствием мужа, она открывает свои чувства, но Ипполит ее отвергает. Тут Тесей неожиданно возвращается. Боясь разоблачения, Федра оговаривает Ипполита: мол, это он первый воспылал к ней страстью. Тесей в гневе просит своего отца Посейдона

Я постоянно пишу о том, как много мы в живописи упускаем. Иногда – по невнимательности: не приучены мы подмечать детали (впрочем, совместными усилиями мы с вами этот недостаток исправляем). Но иногда, даже заприметив что-то явно важное, мы не знаем, как эту мелочь истолковать. Ведь одна и та же деталь может по-разному «работать» в картине! Все

  Благодаря Дэну Брауну с его «Кодом да Винчи» все знают, что гений эпохи Возрождения только тем и занимался, что зашифровывал в своих картинах послания потомкам. То есть нам. И основным посланием было то, что Христос был женат на Марии Магдалине. Единственный вопрос, который остаётся — зачем? Предположим, Вам доверен величайший секрет человечества, который Вы

Вы знаете, я никогда не обращал на это внимание, а недавно обратил и поразился… Поразился тому, как Суриков использует мелкие детали для передачи сложных идей и смыслов. Давайте присмотримся к его картине. Вот рыжий стрелец, в шапке набекрень, со свечой в руках. Бородка у него всклокоченная, глаза — ненавидящие. Это человек сильной воли, непокорный. Он

Меня, как экскурсовода, часто спрашивают о полумесяце под крестом на куполах православных церквей. Если за каждый такой вопрос я получал бы рубль, то, наверное, давно бы уже вышел на пенсию. Увы, рубля мне не дают. Но не будем о грустном) Лучше разберёмся, откуда же там полумесяц. Сразу отбросим ерундовую версию о том, что месяц этот