Памятник Николаю I на Исаакиевской площади в советское время хотели снести – потому что памятнику жестокому гонителю свобод и просвещения не место в самом центре революционной столицы! Но, к счастью, эта идея не была реализована; и мы имеем возможность вспомнить основные события николаевского царствования, узнать о семейной жизни грозного императора, и отдать должное инженерному таланту Петра фон Клодта.
Напомню, что памятник этот был открыт в 1859 г. и уникален тем, что громадная фигура Николая I на вздыбленном коне установлена всего лишь на две точки опоры – в отличие от Медного всадника, который, как известно, хитрит и опирается еще и на хвост. Легенда гласит, что император Александр II, в царствование которого этот памятник появился, долгое время не верил, что такая скульптура будет устойчивой, и сомневался, стоит вообще ли разрешать установку памятника – а вдруг он упадет? Тогда скульптор фон Клодт сделал вот что (продолжение — на видео):
Памятник Николаю Первому — вовсе не первый
Любопытно также, что этот памятник стал вторым в мире конным памятником на двух точках опоры. Опередили нас, увы, американцы – в 1852 г. в Вашингтоне был создан памятник Эндрю Джексону, восьмому президенту США. Президент поднимает коня на дыбы прямо перед Белым домом. Таким образом, американцы опередили нас на семь лет.
Давайте теперь приглядимся к памятнику поближе. Прежде всего посмотрим на самого императора, который гарцует на вздыбленном коне. По воспоминаниям современников, Николай был прекрасным наездником, и его посадка была идеальной. Изображен он в парадном мундире конногвардейског
На постаменте памятника установлены четыре фигуры – это аллегории. Изображают они Мудрость, Власть, Справедливость и Веру. Попробуем разобраться — где какая?
С верой дела обстоят проще всего – в одной руке у нее крест, а в другой – книга (имеется в виду, естественно, Библия). Со Справедливостью тоже проблем не возникнет. В руке она держит весы. Как вы, вероятно, знаете, Справедливость очень часто изображают с весами, на которых она взвешивает дурные и хорошие поступки людей. В другой же руке у Справедливости меч, который можно трактовать следующим образом: меч – благородное оружие, оружие рыцарей, в обязанности которых входило оберегать справедливость и защищать слабых. Мудрость изображена с зеркалом в руках – это традиционный ее атрибут. Методом исключения находим оставшуюся аллегорию – Власть, которая представлена с копьем и щитом. Действительно, могущественная власть должна быть хорошо вооруженной.
Можно считать, что мы разобрались с аллегориями? Еще не совсем. Мало того, что аллегорические фигуры представляют качества, присущие хорошему правителю; в данном случае, они являются еще и портретами членов семьи Николая I. Про Николая рассказывают, что, будучи императором грозным, властным и даже жестоким, он в то же время был прекрасным семьянином, любящим мужем и заботливым отцом, обожавшим своих детей. Видимо, в память об этом в памятник решили включить портреты его жены и трех дочерей. Интересно, что, хотя во всех источниках говорится о том, что аллегории представляют собой именно портреты, однако почти нигде не упоминается о том, какая конкретная фигура кому соответствует. Давайте попробуем разобраться в этом, сравнив скульптуры с портретами жены и дочерей Николая.
Мы сразу столкнемся с проблемой: дело в том, что дочери Николая I очень похожи между собой, и при этом они все похожи на мать, императрицу Александру Федоровну. У всех вытянутый овал лица, большие выразительные глаза и прямой «греческий» нос, так что соотнести их со скульптурами непросто. Вероятно, в образе Веры изображена младшая дочь Николая I, Александра – тут портретное сходство бросается в глаза. Видимо, этот выбор не случаен. Судьба этой девушки была крайне печальной – Александра умерла от чахотки в 19 лет, причем умерла, будучи беременной, что стало для семьи двойным ударом. Поэтому Вера-Александра, изображенная с крестом в руке и молитвенно поднимающая глаза к нему, выступает как бы символом надежды ее родных на то, что в загробном мире ей уготована участь лучше, чем на земле; и на то, что им еще предстоит встретиться с ней на небесах. С другими же статуями все сложнее. Согласитесь, они похожи; и при этом обе похожи на мать, Александру Федоровну. По моей версии, в образе Мудрости изображена жена, Александра Федоровна; Власть – старшая дочь Мария, которая, по воспоминаниям современников, отличалась почти что мужским, прямым и властным характером; ну а Справедливость – Ольга. Впрочем, вы можете с этой версией поспорить.
Прекрасные портреты дочерей Николая I есть в Эрмитаже. А любимой резиденцией этого императора был Петергоф (кстати, туда я тоже вожу экскурсии).
Четыре барельефа — четыре истории
А теперь давайте опустим взгляд и посмотрим на барельефы, украшающие постамент памятника. Изображают они значимые события из царствования Николая. На переднем барельефе – восстание декабристов.
Вернее, само восстание на барельефе отсутствует, ведь для той эпохи декабристы были государственными преступниками. Вместо этого здесь изображен Николай I с наследником, Александром (тогда еще маленьким мальчиком) на руках, выходящий к народу и верным войскам, которые с большим энтузиазмом приветствуют правителя.
Со стороны Невского – барельеф, изображающий открытие Николаевской железной дороги – напомню, эта железная дорога, соединившая Петербург и Москву, была открыта в 1851 г.
Согласно легенде, во время открытия железной дороги произошел казус. На одном из участков, по которому должен был пройти поезд, не в меру ретивым начальством за ночь до открытия были выкрашены рельсы. Краска не успела высохнуть, и поезд, который должен был на этом участке подниматься в гору, начал пробуксовывать. Колеса крутились на свежей краске, однако состав не двигался. Николаю пришлось выйти из поезда и ждать, пока краску поспешно соскребали с рельс. Не этот ли момент изображен на барельефе?
Сзади, со стороны Мариинского дворца – награждение Сперанского за составление Полного свода законов Российской империи.
Михаил Сперанский, государственный деятель, который прославился проектами либеральных реформ еще в царствование Александра I, при Николае I получил ответственное задание – составить Полный свод законов, что он успешно и выполнил. Работа была проделана гигантская – свод состоит из нескольких десятков томов. Рассказывают, что по этому поводу граф Александр Меншиков (потомок знаменитого А.Д. Меншикова) однажды сострил. В ответ на вопрос: «Как вы думаете, граф, в какой стране люди счастливее – в России или во Франции?» – он ответил: «Естественно, в России, причем в 33 раза». «Почему именно в 33?» –удивился собеседник. «Ну как же, во Франции один том Кодекса Наполеона, а у нас целых 33 тома свода законов. Чем больше законов, тем народ в стране счастливее». Глубокая острота, актуальная и по сей день.
Наиболее интересен четвертый барельеф. Он изображает подавление холерного бунта 1831 года.
Петербург в этот год поразила страшная эпидемия холеры. Лечить ее тогда толком не умели, заболевших свозили во временные больницы, которые были оборудованы в нескольких частях города, однако смертность в них была чрезвычайно высокой. В какой-то момент в народе прошел слух, что доктора специально травят народ в больницах и якобы забирают туда здоровых, которые там и заражаются, ну и так далее. Начался обычный русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Толпа собралась на Сенной площади, где находилась одна из больниц. Больница была буквально взята штурмом, многие врачи были убиты, а больных выпустили «на свободу». Вот как описывает сюрреалистичную сцену холерного бунта один из очевидцев:
«Нет никого, кто бы одушевил народ и возбудил в нем доверие к правительству. От этого в разных частях города уже начинаются волнения. Народ ропщет и по обыкновению верит разным нелепым слухам, как, например, будто доктора отравляют больных, будто вовсе нет холеры, но ее выдумали злонамеренные люди для своих целей, и т.п. Кричат против немцев лекарей и поляков, грозят всех их перебить. Правительство точно в усыплении: оно не принимает никаких мер к успокоению умов. <…>
В час ночи меня разбудили с известием, что на Сенной площади настоящий бунт. Генерал сказал, что войска и артиллерия держат в осаде Сенную площадь, но что народ уже успел разнести один лазарет и убить нескольких лекарей. <…> Три больницы разорены народом до основания. Возле моей квартиры чернь остановила сегодня карету с больными и разнесла ее в щепы.
— Что вы там делаете? — спросил я у одного мужика, который с торжеством возвращался с поля битвы.
— Ничего, — отвечал он, — народ немного пошумел. Да не попался нам в руки лекарь, успел, проклятый, убежать.
— А что же бы вы с ним сделали?
— Узнал бы он нас! Не бери в лазарет здоровых вместо больных! Впрочем, ему таки досталось камнями по затылку, будет долго помнить нас». (Никитенко А.В. Дневник).
Согласно нескольким описаниям, Николай I лично выехал для подавления бунта на площадь – в открытой коляске, в сопровождении всего лишь нескольких адъютантов. Николай встает во весь свой огромный рост перед бушующей толпой (а император был не только высоким, широкоплечим и физически сильным, к тому же обладал хорошо поставленным командирским голосом) и рявкнул на людей, приказывая им разойтись. Харизма Никола настолько сильна, что восставшие упали перед своим государем на колени, шапки слетели с их голов, после чего толпа разошлась. Впрочем, это официальная версия событий. Скорее всего, все было немножко не так – вероятно, большая часть восставших была сначала разогнана войсками и только потом Николай появился перед оставшимися, но уже присмиревшими людьми. В любом случае, в петербургской мифологии это событие осталось как пример личного героизма императора и именно так его в данном случае скульптор и запечатлел.
Теперь вопрос на засыпку. Посмотрите на барельеф и скажите, что изменилось на Сенной площади с того времени? В помощь вам – современная фотография.
Ответ очевиден: сейчас на Сенной нет церкви, которая хорошо видна на заднем плане барельефа и которая называлась церковь Спаса на Сенной. Вот как она выглядела. Церковь эта была уничтожена в советское время, во время хрущевской антирелигиозной кампании.
На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!