Новая жизнь античных персонажей

В битве античности со средневековьем последнее всегда побеждает.

Ну, по крайней мере, когда я курсы о них продаю)) Как я ни стараюсь, а заинтересовать людей искусством Эллады – сложнее. Почему?

Думается мне, причина – любовь к тайнам и символам. Каждому хочется ощутить себя причастным к секрету, овладеть особым языком. А лес средневековых символов – это и есть такой язык посвященных. И естественное любопытство подталкивает людей искать их разгадку; а тут и я со своими лекциями небрежно появляюсь в кадре…

С античностью – сложнее. Вкуса к иносказаниям и живописным шифрам у греческих скульпторов не было. Это факт.

Но есть и другой факт: античное искусство – фундамент всей европейской культуры. И как мраморный бюст, брошенный в реку, со временем обрастает водорослями и ракушками, — так же и античные образы, омываемые рекой времени,  обрастали новыми смыслами и толкованиями.

И новые эти смыслы порой обыгрывались так тонко, так хитро художники их вплетали в смысловую ткань своих полотен…

Ладно, вступление затянулось; пора перейти к примерам. Вот вам обещанный Левицкий:

 

 

Присмотритесь к короне на державной главе Екатерины:

 

 

Напоминает по форме зубчатую крепостную стену, не правда ли?

И это – не случайность! Ведь именно в такой короне изображали богиню с другим именем, но схожими функциями: Тюхэ, подательницу счастья и процветания, покровительницу городов.

Вообще-то у греков было несколько божеств, связанных с удачей и судьбой. И характеры у них были разные: например, Кайрос – «Счастливый случай» — воплощал в себе мимолетность удачи. Его оригинальна прическа – длинный локон на лбу и лысый затылок – служила напоминанием: лови удачу, если есть шанс; улетит – уже не схватишь.

 

 

А вот Тюхэ, видимо, была дамой «домашнего склада», и призвана была воплощать счастливую судьбу отдельных городов. Непременным ее атрибутом была корона в виде зубчатой стены, как бы уверяющая: счастье города и его жителей – под надежной защитой.

Увы, любая стабильность иллюзорна. Например, 146 году до нашей эры Тюхэ, с ее короной в виде мощной стены, не помогла жителям Коринфа: город был разграблен и разрушен римлянами, все жители проданы в рабство. Городская же богиня окончила дни в музее, где я для вас ее и сфотографировал:

 

 

Но в любом случае, понятно, что имел в виду Левицкий, придавая матушке-Екатерине сходство с греческой богиней: она – защитница, она нас всех ограждает! А тонкость, с какой намек был сделан, только надбавляет ему цену. Ведь лесть откровенная мало кому приятна, а вот если ее же высказать на языке античных образов, превращенных в символы…

Как насчет других примеров? О, их есть у меня.

Нидерландский художник Питер Боул:

 

 

Надеюсь, жанр вы определили сразу: перед нами – Ванитас, философский натюрморт. Тема – бренность бытия: и богатства, и власть, и искусства – не устоят перед потоком времени. Все унесут воды Леты, все будет смыто и изглажено из памяти людской…

Отсюда и выбор предметов: драгоценная посуда говорит о богатстве, папская тиара и турецкий тюрбан – о власти. А кисти, мраморный бюст и бронзовые статуэтки – символы искусства.

Но есть одна тонкость: приглядитесь вот к этому бюсту:

 

 

Перед вами – римский император Вителлий.

Что вам про него нужно знать? Немного. Был толст; жил в неспокойные времена; к власти пришел в разгар гражданской войны; правил чуть больше полугода; погиб бесславно:

По всей Священной дороге народ осыпал его издевательствами не жалея ни сло́ва, ни дела: за волосы ему оттянули голову назад, как всем преступникам, под подбородок подставили остриё меча, чтобы он не мог опустить лицо, и всем было его видно; одни швыряли в него грязью и навозом, другие обзывали обжорой и поджигателем, третьи в толпе хулили в нём даже его телесные недостатки.

 И совсем бы бледной тенью остался Вителлий в истории, если бы не сохранившийся в нескольких копиях его мраморный бюст. Римский мастер удивительно точно передал все его черты, не приукрасив, но и без глумления. Вителлий – как живой; оттого бюст и считается великим достижением римской пластики:

 

 

И в этом качестве он уже себе заслужил место в картине: ведь не забывайте, целью художника было показать бренность всего, в том числе и гениальных произведений искусства. Но согласитесь: узнавание конкретного персонажа придает всей картине новое измерение. Ведь судьба Вителлия – это воплощение тщетности! Достичь власти над величайшей империей – и погибнуть позорной смертью меньше, чем через год? Вот уж действительно, sic transit…

А теперь, для контраста – другой пример. Здесь задача перед художником стояла та же, а вот решение Питер Клааз нашел совсем иное:

 

 

И снова – ванитас, и снова – символы воинской славы, богатства, успеха… И атрибуты искусства, конечно. За скульптуру в данном случае отвечает копия еще одной античной знаменитости: «Мальчик, вытаскивающий занозу из ноги»:

 

 

Бронзовый оригинал находится в Риме, а известен был аж с двенадцатого века! И опять же, как идеально сохранившееся античное произведение он уже заслуживает места в картине. Но…

Но рассудите вот с какой стороны: особым «подвидом» жанра ванитас были изображения детишек, которые беззаботно занимаются детскими своими делами – в присутствие черепа! Вот, например, очаровательный пухляшок выдувает мыльные пузыри:

 

 

А вот утипусик заснул в обнимку с символом смерти:

 

 

Посыл ясен: наивность, забывающая о неизбежной гибели, простительна младенцам, но не взрослым.

И вот мне приходит мысль: а не мог ли мальчик с занозой в ноге трактоваться схожим образом? Как аллегория юности, которая не смотрит дальше собственной, в данном случае, ступни?

Юности наивной и, как ей в силу здоровья и счастья положено, немного эгоистичной? Такой юности, которая мнит свои смешные проблемы – вроде занозы в ноге – чем-то серьезным, а о проблемах настоящих знать и вовсе не желает?

Не утверждаю, что моя трактовка верна; но, согласитесь, она красива…

Примеры у меня еще остались, а вот силы писать статью – закончились. Но мысль мою, надеюсь, вы уловили: античное искусство – основа основ. И знакомство с ним необходимо не только потому, что искусство это само по себе прекрасно; нет, дело еще и в том, что все последующие эпохи к нему возвращались. Античность возникает в виде цитат, интеллектуальной игры, тонкого намека… возникает снова и снова.

Надеюсь, что вам нравится с ней знакомиться так же, как мне – вас знакомить))