За что мы с вами любим голландские картины? Конечно же, за обилие бытовых деталей и интересных жизненных подробностей.
Давайте посмотрим на картину Бартоломеуса ван дер Хелста «Семейный портрет».
Муж, жена, любимые собаки и, конечно же, любимый ребёнок. Если вы думаете, что это девочка, вы ошибаетесь. Это мальчик. Но больше всего нас с вами интересует странный предмет, который мальчик держит в руке. У него металлическая ручка и явно хрустальное навершие, вытянутое по форме. Что это такое? Ни за что не догадаетесь! Может быть, и догадаетесь, если вы сами молодая мама. Сейчас мы с вами разберёмся в этой штуковине.
Сначала давайте посмотрим, как голландцы растили своих детей. Их методы воспитания не так уж отличались от наших, хотя, конечно же, определённые особенности были. Голландские родители того времени панически боялись, во-первых, сквозняков, а во-вторых, того, что ребёнок может упасть и ушибиться. Поэтому они всегда надевали на своих детей огромное количество одежды с пышными юбками и непременно с большими шапочками, которые защищали и от холодного ветра, и от синяков.
Детство голландцев было во многом похоже на детство современного ребёнка. У голландских детей были игрушки и, конечно, домашние любимцы – обычно ручные птички, которых держали на маленьких жёрдочках или на верёвках. Для того чтобы дети хорошо вели себя за столом, использовались специальные стулья с ограничителями. Такое изобретение, как высокий стул для ребёнка, тоже голландцам было знакомо. Взгляните на третью картинку.
Но вот чем голландцы от нас явно отличались – так это отсутствием концепции ползания. Как развивается современный ребёнок? Сначала он просто лежит, потом начинает ползать, потом ходит с помощью, потом начинает ходить сам. Однако на голландских картинах вы практически никогда не увидите ползающего младенца. Они пишут детей либо совсем грудничками (тогда их держат на руках в пелёнках), либо, как только ребёнок мало-мальски разовьётся, его начинают учить ходить. Причём достаточно варварскими, на нынешний взгляд, способами. Для этого использовались либо специальные деревянные конструкции с колёсиками, в которые вставляли ребёнка, и конструкция эта поддерживала его, пока он перебирал ножками; либо использовали специальные помочи, которые, видимо, выполняли две функции: во-первых, не давали резвому ребёнку убегать от родителей, а во-вторых, поддерживали его при ходьбе.
Именно такие помочи изобразил Рембрандт на своём автопортрете с женой и дочерью. Детство голландцев действительно во многом было похоже на детство современного ребёнка. Ведь помочи сейчас тоже используют многие родители.
А что же за штука у ребёнка в руке?
Эту штуковину вы в живописи увидите довольно часто. Вот, например, изображение номер 6. В Википедии, где я нашёл эту картинку, подписано: «Девочка с погремушкой». Однако в данном случае Википедия ошибается. Это вовсе не погремушка. Самая распространённая на сегодняшний день версия гласит, что штуковина эта – чесалка для дёсен. Они есть и сейчас. Когда у ребёнка начинаются резаться зубы, дёснам больно. Поэтому сейчас детям дают специальные пластиковые чесалки. Конечно, у голландцев пластика не было. Зато был хрусталь, который в богатых семьях использовали вместо пластика. Чесалку для дёсен можно видеть на портретах довольно часто. Вот ещё один пример из творчества Рембрандта.
Мы с вами разгадали одну маленькую, но любопытную загадку и разъяснили значение детали на голландской картине. В Эрмитаже есть ещё одна картина, на которой можно одновременно увидеть и детские помочи, и чесалку для дёсен. Находится она в зале 248. Её я вам предлагаю найти самостоятельно.