Медицина по-голландски, или Волшебная сила клистира

Картина Герарда Доу «Врач и больная», казалось бы, не должна вызывать никаких вопросов. Врач ставит диагноз. Больная ожидает его решения, умоляюще сложив руки. Однако есть в этой картине кое-что непонятное.

Какого именно врача изображает в данном случае художник? В Голландии того времени существовало несколько разрядов докторов. Наверху иерархии стояли собственно врачи – то есть люди, которые получили высшее медицинское образование, отучившись на медицинском факультете одного из многочисленных университетов Европы. Такие врачи в основном занимались постановкой диагнозов. Методы диагностики в то время были весьма ограниченными. Теоретически их базис составляли труды двух античных врачей Гиппократа и Галена, которые развили теорию четырёх так называемых гуморов (или жидкостей), которые должны находиться в равновесии внутри человеческого тела. Четыре жидкости – это кровь, чёрная желчь, жёлтая желчь и слизь (или флегма). Преобладание одной их этих жидкостей приводит к тому, что здоровье человека начинает разрушаться. С этими же понятиями четырёх жидкостей была связана и теория четырёх темпераментов – холериков, флегматиков, меланхоликов и сангвиников. Считалось, что в человеке, который представлял собой яркий пример того или иного темперамента, преобладала одна из этих жидкостей.

Итак, задача врача заключалась в том, чтобы опознать, находятся ли жидкости в равновесии в состоянии пациента, или же равновесие это нарушено. Такая диагностика была связана с анализом жидкостей, которые тело пациента извергает – иначе говоря, с мочой. По цвету, концентрации и наличию в моче осадков врач и ставил диагноз на глазок. Именно этим он на картине Доу и занимается – рассматривает склянку с мочой. Врач мог делать это у себя на дому. Однако чаще врачи приходили на дом к больным пациентам.  И изображение врачей, которые лечат у себя дома, было для Герарда Доу вполне характерным.

После того как диагноз был поставлен, врач, как правило, препоручал пациента заботам своих коллег. Если он прописывал какие-нибудь порошки, за ними отправлялись в аптеку. Аптекари составляли в Голландии отдельную касту. В своих заведениях они пытались создать атмосферу мистики и загадочности. Человек, входящий в аптеку, должен был сразу понимать: хозяин её причастен к неким тайным знаниям. Поэтому именно его порошки могут оказать самое целебное воздействие. Средневековые лекарства изготавливались из самых экзотических ингредиентов. Например, считалось, что растолчённая в порошок египетская мумия обладает самым целебным воздействием на организм человека. Именно поэтому аптекари украшали свои заведения чучелами экзотических животных. Наибольшей популярностью пользовался крокодил. Под номером 3 вы найдёте изображение аптеки с чучелом крокодила всё того же Герарда Доу.

Если пациенту требовалась какая-либо манипуляция, его отправляли к лекарю. Лекарь – это низший разряд врачей. Лекари не закачивали университетов, а получали образование у своих старших коллег. Они занимались непосредственно лечением: вправляли вывихи, накладывали шины на сломанные конечности. Самыми распространёнными тогда процедурами для лечения были две: кровопускание и клистир. Основа лечения заключалась в том, чтобы привести в гармонию четыре жидкости в организме пациента. С помощью кровопускания уменьшали количество крови. С помощью клистира чистили желудок и избавляли людей от разлития чёрной или жёлтой желчи.

Лекари могли выполнять ещё и функцию брадобреев. Иногда брадобрей был отдельным человеком. Иногда же эту функцию выполнял ученик лекаря. Порой лекари брили и сами. Именно на профессию брадобрея указывает медный тазик с вырезом на боку.

Такой тазик вы увидите на многих картинах Герарда Доу. Как он использовался? Именно для бритья бород. Процесс этого бритья показан на картине Адриана ван Остаде. Видите, человек кладёт шею в вырез этого тазика, помещает бороду в сам тазик, для того чтобы не испачкаться при бритье. Считается, что такие тазики могли использоваться ещё и для кровопусканий. Посмотрите на фотографию такого тазика для бритья. На нём по-французски сделана надпись: «Брадобрей – король игрового дома». Возможно, владелец этого тазика для бритья был приставлен к какому-то театру.

В чём загадка картины Герарда Доу? Не совсем понятно, какой тип врача здесь изображён. С одной стороны, очевидно, что это медик, который ставит диагноз. Он находится на вершине врачебной иерархии. С другой стороны, помещение, в котором он принимает больную, отчасти напоминает аптеку с её экзотическими склянками, а также черепом (ещё один атрибут врачебной науки). Наконец ступка на переднем плане тоже ассоциируется с приготовлением лекарств. Ну, а тазик с вырезом для шеи – это уже инструмент брадобрея. Не совсем понятно, к какой категории относится данный врач. Зато понятен игривый намёк, который позволяет себе Герард Доу. Посмотрите: по центру картины сверху, вместо крокодила, свисает амурчик на нитке. Амур этот, возможно, намекает на то, что болезнь пациента в данном случае – это болезнь амурная, то есть болезнь, передающаяся половым путём и подцепленная в результате какого-то весёлого приключения, имеющего печальные последствия.