Древние христиане, древние язычники и современные невежды

Недавно был у меня своеобразный клиент. И заявил он мне, что Микеланджело не был христианином . А в качестве доказательства привёл вот эту скульптуру воскресшего Христа:

 

 

«Какой же это Христос? — говорит он, — Это какой-то греческий Аполлон, в чём мать родила (как вы понимаете, набедренная повязка была добавлена позже; Христос, созданный Микеланджело, был полностью обнаженным). Ни один христианин так как Иисуса никогда бы не изобразил».

Железный аргумент!

На самом деле, это было бы смешно, если бы не было так грустно. Подобное рассуждение — результат глубокого невежества. Большинство людей просто не понимают, насколько тесно христианское искусство было связано с античной, языческой традицией, и как охотно христианские художники заимствовали решения у своих языческих коллег. Сегодня мы с вами постараемся навести порядок в этом вопросе.  На примере произведений раннехристианских художников я вам покажу, как они, не стесняясь, заимствовали идеи у своих из языческого искусства.

Излишне напоминать , что сегодняшний выпуск посвящён курсу по истории искусства средних веков, запись на который начнется через две недели, а все примеры в этой статье взятые из  лекций этого курса)))

 

Пример первый: саркофаг с овечками.

Вот он, замечательный христианский саркофаг. Посмотрите на фигуру слева: это – кит, только что извергнувший Иону, который три дня провел в чреве морского гиганта. Конечно же , вы понимаете , что в Библии в оригинальном тексте речь идет не про кита , а про «огромную рыбу».

 

 

Мало того , что художник изображает Иону в виде обнажённого атлета, который прилёг отдохнуть, а кита показывает типично античным гиппокампом, то есть морским змеем , вот таким:

 

 

Так он ещё и изображает над Ионной маленькую полочку, а на ней — козочек и овечек . Что они там делают? Ведь в библейском рассказе про Иону никаких зверей, кроме кита, не присутствует.

Обычно появление этих зверей объясняют следующим образом: у Ионы, которого художник изображает облокотившимся на локоть и откинувшим руку за голову, был очевидный античный прототип. Вообще такая вот поза — одна рука за головой — в античности традиционно использовалась для изображения сна или отдыха. Классический пример — Фавн Барберини:

 

 

А ещё очень часто в такой позе показывали Эндимиона, пастуха, который спал вечным сном, пока его не обнаружила богиня Селена, влюбившаяся в него, несмотря на некоторую аппатичность) Эндимиона с Селеной римские скульпторы изображали часто, и именно такая поза была для Эндимиона стандартной. Вот пример:

 

 

А поскольку Эндимион был пастухом, то обычно вокруг него изображали ещё и его стадо, как например , вот на этом римском саркофаге:

 

 

Что же получается? А получается, что скульптор, вырезавший этот саркофаг для заказчика-христианина, не задумываясь, скопировал Иону с Эндимиона, вырезать фигуру которого он был привычен . Ну и овечек заодно добавил. По привычке. Ничего , что в истории Ионы они неуместны. Зато думать не надо, а это — самое главное для любого исполнителя)))

 

Пример второй: Моисей и его прототип.

Перед вами — изображение из римских катакомб (христианскую живопись в катакомбах мы будем подробно разбирать во второй лекции курса по средним векам).

 

 

Фигура справа абсолютно понятна: это — Моисей, высекающий воду из скалы. Значит , и фигура слева — тоже Моисей. А раз так, понятно, что он делает: он развязывает сандалию, прежде чем подойти к неопалимой купине. Напомню, в Библии этот эпизод описывается так:

И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает.

Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я, [Господи]!

И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

 

Для нас с вами важно, что у христианского Моисея, видимо, был античный прототип . Это мраморная скульптура, изображающая то ли Гермеса, то ли Ясона:

 

 

В любом случае, человек этот делает то же, что и Моисей — развязывает сандалии. Обратите внимание, как похожи позы: левая нога выставлена вперед, левая рука опирается о колено, правая тянется к обуви.

В такой позе Моисея будут изображать на протяжении всего средневековья , хотя о греческом прототипе давным-давно уже забудут. Вот так античное искусство исподволь продолжало влиять на искусство христианское даже после падения античной цивилизации.

 

Пример третий: Христос и речной бог.

Раннехристианские мозаики в Равенне знамениты на весь мир. Одна из них находится на потолке так называемого арианского баптистерия, построенного в шестом веке.

Перед нами крещение Христа. Христос, понятное дело, в воде. Иоанн Креститель рядом с ним стоит на камнях. А что за третья фигура?

 

 

А третья фигура — это олицетворение реки Иордан. И сделано оно по классическим лекалам. В Риме именно так, в виде седобородых старцев, вальяжно возлежащих, опираясь на один локоть, обычно изображали персонификации рек. Самый известный пример — огромная скульптура Нила:

 

 

Заметьте, что у Иордана на голове есть маленькая корона, сделанная из клешней то ли крабов, то ли лангустов. И то, что в сцене крещения Христа появляется такой чисто языческий, казалось бы, персонаж, как Иордан в виде бородатого речного божества, христианского художника вот ни разу не смутило.

 

Пример четвертый: Ревекка и верблюды.

Чтобы удостовериться, что мы правильно поняли смысл фигуры Иордана в сцене крещения Христа, приведу вам ещё один похожий пример, на этот раз из  позднеантичного манускрипта. Кстати, манускрипты — огромные рукописные книги на пергаменте — у нас ассоциируются исключительно со средними веками. А между тем, самые ранние из дошедших до нас манускриптов были созданы в пятом и шестом веках, то есть формально они ещё принадлежат к миру поздней античности.

Один из самых известных таких манускриптов — так называемое Венский Генезис, или Венская Книга Бытия. Вот одна из миниатюр этого манускрипта: Ревекка поит верблюдов у колодца.

 

 

Напомню , в Книге Бытия описано, как Исаак посылает своего слугу найти ему невесту. Отличительные особенности невесты — гостеприимство и трудолюбие. Дальше дело описывается так:

Еще не перестал он говорить [в уме своем], и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж. Она сошла к источнику, наполнила кувшин свой и пошла вверх.

И побежал раб навстречу ей и сказал: дай мне испить немного воды из кувшина твоего.

Она сказала: пей, господин мой. И тотчас спустила кувшин свой на руку свою и напоила его.

И, когда напоила его, сказала: я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются [все].

 

Именно после этого выбор падает на Ревекку.

С людьми и верблюдами всё понятно. А что за полуобнажённая дама лежит рядышком, опираясь на кувшин, из которого льётся вода? Это — такое же водное божество, воплощение источника, только женского пола. Заметим, что включение такой вот эротичной полуобнажённой фигуры в христианскую книгу художника тоже не смутило.

Надеюсь , этого будет достаточно, и больше никаких сомнений по поводу языческих мотивов в христианском искусстве у вас возникать не будет. Ну а я напомню еще раз про курс по искусству средних веков, запись на который стартует через две недели. Чтобы получить о нём всю информацию, когда откроется запись, вам нужно кликнуть по ссылке в том сообщении, из которого вы перешли в эту статью. Если вы получаете от меня рассылку в контакте, то ссылка будет там; если получается почтовую рассылку, то ищете нужную ссылку в письме. Кликайте по ней, и я добавлю вас в список заинтересовавшихся.