Нидерландская картина и русская икона: неожиданное сходство

Меня мои подписчики часто называют просветителем. Мне такое определение категорически не нравится! Ну да ладно, пускай сегодня я просветитель, раз вам так хочется. А знаете, какой самый страшный грех просветитель может совершить?

А вот какой: дать своим слушателям выводы сразу, не показав всю цепочку рассуждений. Это делу просвещения только навредит! Потому что выводы — неочевидные, и вызывают сомнения: а точно ли? А правда ли? А проверить нельзя: просветитель же не показал, как к ним пришел. И от этого подозрения только усиливаются.

И в итоге имеем самый популярный в интернете ответ на любые просветительские потуги: «Это все версии, а наверняка мы все равно не знаем…»

Так вот, сегодня я хочу не просто дать вам неожиданный вывод, а показать прямо по шагам путь к нему. Это вдвойне полезно: и вам будет понятнее, и объяснить другим вы потом сможете. И получится у нас умножение знания!

Итак, вот перед вами картина. Та самая, очень похожая на икону Неопалимая Купина.

 

 

Вот и сама икона, кстати.

 

 

Ну, давайте искать сходство…

Начинаем картину рассматривать, и поначалу все понятно: в центре — Мадонна с младенцем на руках, рядом с ней – старенький, с посохом, Иосиф. Старенький, но умный: он внимательно читает книгу, видимо, Ветхий Завет, где содержится предсказание о прибытии в мир Христа.

 

 

Вокруг музицирующие ангелы, как и было принято в искусстве того времени. А по бокам — две дополнительные панели, и на каждой женская фигура.

 

 

Сразу обращаем внимание на вычурные костюмы и понимаем, что Ян Госсарт находился под сильным влиянием так называемого северного маньеризма. Художники этого направления стремились к оригинальности любой ценой! Просто сравните одежду святых у Госсарта с абсолютно ни на что не похожими доспехами, которые носят Парис и Гермес на картине немца Лукаса Кранаха:

 

 

Но кто эти модницы в триптихе Госсарта?

Ту, что слева узнаем сразу. Меч и колесо – традиционное орудие казни, а значит и атрибуты, святой Екатерины.

 

 

Логично, в пару к ней ожидаем одну из самых популярных в то время святых женщин – Урсулу, Доротею или Варвару. Ожидаем – и не ошибаемся! На правой створке триптиха женщина в тени огромной башни.

А ведь святая Варвара, по легенде, своим язычником-отцом именно в башню была заточена. С тех пор с маленькой башенкой в руке обычно и изображается:

 

 

И тут мы подмечаем важную особенность творческого метода Яна Госсарта. Этот художник практикует символический реализм. Иными словами, символы он не сводит к условным значкам: если пишем башню – то уж пишем башню! Настоящую, каменную, высокую.

 

 

Но пишем так, чтобы ее смысл не терялся. Пусть она предстает абсолютно реальной, весомой и огромной; но в то же самое время она указывает на личность святой Варвары. Это и часть пейзажа, и атрибут – одновременно!

И вот теперь с этим знанием мы переходим к центральной части триптиха, и обращаем внимание на здания на заднем плане.

А здания эти не пустуют! Они населены многочисленными ангелами. Что, согласитесь, уже хороший повод присмотреться к ним поближе.

Присматриваемся — и отмечаем лестницу по центру.

 

 

Ангелы по ней снуют вверх-вниз, приводя сразу нам на память эпизод из Ветхого Завета, известный как Лестница Иакова:

Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. (Быт.28:10-13)

«Но какова связь между ветхозаветным эпизодом и святым семейством?» — задумаемся мы…

Размышлять придется недолго. Сразу вспомним, как настойчиво средневековые теологи искали символические параллели между Ветхим и Новым Заветом. Самый, пожалуй, известный пример – та самая Неопалимая Купина, в честь которой икона получила свое название. Как куст, из которого звучал голос Бога к Моисею, горел, но не сгорал, так же и Богородица приводит в мир Христа, сохраняя свою невинность.

Лестница Иакова — из того же ряда: как она соединила небо и землю, та же и Богородица, приводя в мир Христа, выступает своеобразным мостом между горним и дольним.

Хорошо, давайте тогда ту же логику попробуем применить к другим зданиям в картине Госсарта.

Справа от лестницы – фонтан.

 

 

Великолепный, готический и, конечно, не случайный. Отсылает он к фразе из «Песни песней»:

Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник (Песн.4:12).

В этих изощренных славословиях в средние века тоже усматривали завуалированные отсылки к Деве Марии. И «затворенный сад», и «запечатанный источник» были ее традиционными эпитетами. Первый намекал, опять-таки, на невинность, второй — на Деву Марию как источник жизни. Ведь если Христос говорит о себе как о «воде живой», то сравнить его мать с фонтаном — вполне логично.

Так что не зря фонтан этот появляется в качестве задника для святого семейства часто. Вот еще одна картина, кстати, того же Госсарта:

 

 

Осталась башня с воротами, перед которыми стоит ангел но, похоже, войти в которые не в состоянии:

 

 

Тут немножко сложнее; понадобится хорошее знание библейского текста. Но как известно, раньше люди делились на образованных и не очень, а потом пришел Google и всех уравнял. Поэтому не нужно семинарий оканчивать, чтобы быстро выяснить: перед нами — затворенные врата из книги пророка Иезекииля:

И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены. И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены (Иез.44:1-2).

По понятным причинам они тоже ассоциировались с Богородицей, сохранившей девственность после рождения Христа.

А теперь сравним это с иконой Неопалимая Купина. Икона эта показывает Богородицу и непосредственно, в ее естественном облике, и в то же время символически, через набор аллегорий. Расположены они по углам: вверху слева – та самая Неопалимая Купина, перед которой Моисей снимает сандалии. Но обратите внимание: вместо куста как раз Дева Мария.

 

 

А что насчет трех оставшихся клейм?

Вот лестница Иакова:

 

 

Вот затворенные врата Иезекииля:

 

 

Как видите, нидерландский художник XVI века и русский иконописец использовали один и тот же ряд образов, один набор идей. Выходит, мы не такие уж разные!

Для старых опытных членов клуба ничего принципиально нового в статье нет: про все эти символические изыски вы уже хорошо знаете. Но мне хотелось, особенно для недавно присоединившихся, показать саму логику научного исследования. Не просто «вот это означает это, а то – символ того-то», а как мы к этому пришли. Надеюсь, получилось последовательно и понятно, так что при необходимости вы сможете это и другим объяснить. Давайте передавать знания по эстафете))

А еще хотелось мне сегодняшней статьей вас заинтриговать. Ведь на следующей неделе выйдет полноценная лекция про того самого Яна Госсарта. Который, между прочим, не только святых писал; есть в его творческом наследии и вот такие шедевры сомнительной нравственной полезности:

 

 

Надеюсь, одна эта картина уже разожгла ваше любопытство. Через неделю я его удовлетворю))