Самая интересная женщина средневековья

Хильдегарда Бингенская – личность уникальная для средних веков. Немногие женщины в то время могли похвастаться подобными достижениями. Да что там говорить: далеко не все мужчины совершили половину того, что сделала Хильдегарда.

Родилась она слабой и болезненной, и родители в детстве посвятили её в монастырь. Хильдегарда с самого начала проявила склонность к строгой монашеской аскезе и духовным подвигам, и благодаря этому вскоре стала аббаттисой. Но не только подвигами молитвы и поста она запомнилось. Хильдегарда обладала выдающимся интеллектом: писала музыку (кстати, записи её сохранились, и сейчас диски с музыкой Хильдегарды, как говорят, неплохо продаются);  пыталась изобрети собственный алфавит; переписывалась практически со всеми монархами Европы; даже гастролировала по немецким и французским городам с проповедями, собирая не стадионы, конечно, но полные соборы.

А ещё у неё были видения. И как однажды сказал один мой юный клиент, колбасило Хильдегарду не по-детски.

Вообще, видения для христианской литературы – жанр вполне традиционный. Вспомните хотя бы Видение евангелиста Иоанна. Но вот проблема: почти все видения – крайне фантастичны, запутанны, невнятны и требуют интерпретации. Например, знаменитая Жена, облеченная в Солнце – кто она? Одни комментаторы говорят, что Дева Мария, другие – что христианская церковь. Или тысячелетнее царство праведников –  когда оно наступит? Блаженный Августин считал, что оно уже началось с распятием Христа, а другие откладывали его приход в неопределенное будущее. На этом фоне видения Хильдегарды выгодно выделяются: мало того, что писцы и миниатюристы её обители под руководством самой Хильдегарды рисовали иллюстрации к её видениям, так она ещё и подробно объясняла их значение. Благодаря нескольким удивительным манускриптам, оставшимся от Хильдегарды, мы можем посмотреть на мир глазами средневекового мистика, а это удивительная и редкая возможность.

Попробуем?

 

Видение 8: Синагога

[источник]

В позднее Средневековье, когда отношение к иудеям стало резко негативным, синагога обычно изображалась с завязанными глазами (знак духовной слепоты), со сломанным скипетром (знак того, что эпоха ее власти над умами окончена), и сидящей на осле (позорное и похотливое животное). Хильдегарда своё отношение к синагоге несколько смягчает. С одной стороны, глаза у неё закрыты, а окровавленные ноги намекают на главный грех иудеев — распятия Христа. В то же время, синагога на лоне своём держит ветхозаветных праведников (наверху – Моисей, которого легко узнать по скрижалям Завета в руках). Таким образом, подчеркивается роль синагоги в становлении христианского учения: ветхозаветные пророки были её духовными детьми. Хотя даже они изображаются в специфической формы шапках, которые в это время становятся отличительными признаками любого еврея (ведь во во многих европейских городах в эту эпоху принимаются законы, обязывающие иудеев носить особую одежду, по которой их сразу можно было бы узнать. Чаще всего это были подобные воронкообразные шляпы).

 

Видение 9: ангельская иерархия

[источник]

Ещё в шестом веке Дионисий Ареопагит в трактате «О небесной иерархии» разделил ангелов на 9 разрядов. Снизу вверх: начальства, ангелы,  архангелы, власти, силы, господства, престолы, херувимы, серафимы. Подобную иерархию изображает в виде девяти концентрических кругов и Хильдегарда. Приглядитесь: в каждом круге идут ангельские лики, причем отличающиеся друг от друга. У серафимов и херувимов в двух внутренних кругах глаза разбросанные не только по лицам, но ещё и по крыльям.

Если начнете пристально разглядывать миниатюру, вам покажется, что ангельских колец здесь восемь, а не девять. Однако это заблуждение: Хильдегарда пишет, что престолы не имеют в своем облике ничего человеческого, и изображает их в виде жёлтых полусфера, или арок, на синем фоне. В центре иерархии – абсолютный свет, Бог, который неизобразим.

 

Видение 20: падение ангелов

[источник]

Ангелы здесь изображаются метафорически, в виде звёзд. Звезды наверху – светлые, сохранившие верность Богу. В середине – звёзды падающие: в центре ещё светится божественная искра, но наружная часть уже почернела, и чернота эта есть гордыня, охватившая восставших против Бога ангелов. До добра она их не доводит: ангелы-звёзды низвергаются в бездну, темнеют окончательно и теряют всякую связь с царством света.

 

Видение 32: конец времен

[источник]

Пожалуй, моя любимая миниатюра. Наверху слева изображение пяти зверей, которые олицетворяют пять пороков, охватывающих человечество незадолго до страшного суда. Собака – злоба, лев – гордыня, конь – похоть, свинья – жадность, волк – властолюбие.

Наверху справа – второе пришествие Христа.

Но самое интересное – внизу. Фигура слева представляет христианскую церковь. Она облачена в одежды из света, а её ноги красного цвета омыты в крови мучеников. А откуда берётся страшная рожа с оскаленными зубами и ослиными ушами у неё прямо между ног? Это – антихрист, который будет действовать через лжепророков, смущая сердца людей. Он будет пытаться пробраться внутрь церковной структуры, убеждая людей поклоняться ему вместо истинного Бога. Отчасти ему это удастся: справа наверху антихрист возносится на высокую гору, внизу люди ему поклоняются. Однако а в итоге он с этой горы будет низвержен, после чего и наступит царство Бога на земле.

 

Разумеется, это не все видения Хильдегарды: я отобрал только самое интересное. С одной стороны, её видения – типичное средневековые в своих невероятных, гротескных, почти безумных образах. С другой стороны, ценны они именно тем, что у нас есть развернутое объяснение, и мы точно знаем, как тот или иной символ в них нужно понимать. Мне показалось, что вам будет интересно познакомиться с таким удивительным явлением, как иллюстрации к видениям Хильдегарды. Надеюсь, я не ошибся.