Самый пушистый выпуск

Я устал писать умные статьи. Сколько можно блуждать в иконографических дебрях? Поэтому сегодня я решил написать о чём-то очень простом, каждому понятном, очень близком, очень пушистом, мурлыковом, ласковом…

Догадались, о чём пойдёт речь?

Правильно! Сегодня мы посмотрим, как в разные эпохи и в разных культурах изображали нашу, думаю, общую с вами любимицу — кошку!

Начнём со страны пирамиды. Всем известно, что кошке египтяне поклонялись, и богиню Баст изображали с кошачьей головой. Скульптурных изображений кошки от египтян дошло много, кошачьих мумий — тоже. А вот фресок с изображениями пушистиков почему-то почти нет. Но как минимум одно изображение обрело мировую славу. Называют эту фреску «Охота на уток в зарослях тростника».

Помимо людей, на уток охотится ещё и кот. Может, это какой-то специальный, дрессированный охотничий котяра? Об этом история умалчивает.

Любопытно, что египетский художник тщательно замаскировали кота, и его не сразу обнаруживаешь в хитросплетении линии и цветовых пятен. Сможете его найти?

 

Греция: с кошками все плохо

А вот древние греки к кошкам были равнодушны (и тут мы их, при всем уважении, не одобряем). Единственное изображение кошки на греческой амфоре, которое мне удалось найти: юноша держат в руках кота, девушка — утку. Что за странный обмен? Честно, не знаю, сюжет не идентифицируется.

 

 

Римляне: кошка-воровка

В отличие от эллинов, римляне были способны оценить все достоинства кошки как домашнего любимца. Может, поэтому они греков в итоге и завоевали? Вообще, не нужно недооценивать роль кошки в мировой истории: я, как кошатник в душе, уверен, что в успехах Римской империи они сыграли не последнюю роль.

Вот кошка из Помпей. Здесь уже проявляется одна из главных черт характера кошки, которая будет ей присуща на протяжении всей европейской истории — вороватость. Раз за разом кошку будут изображать пронырой, которая пытается урвать что-то с хозяйского стола.

 

 

А ещё интересно, что в римских мозаиках кошка всегда охотится на птиц, и никогда — на мышей. Видимо, противомышиные качества кошки римляне то ли не знали, то ли почему-то считали не важными.

 

Кошкодьявол

Как известно, на исходе средних веков кошки обрели дурную репутацию: их считали демоническими животными, обвиняли в участии в шабашах, и как говорят, многие пушистики из-за этих несправедливых обвинений невинно пострадали. Но изображений кошки от средних веков дошло на удивление немного.

Вот одно из самых старых: это британский манускрипт 9 века, так называемая «Книга Келлс». по бокам — две кошки, в середине — две мышки, которые держат в зубах какой-то круглый объект. Одна из версий утверждает, что объект этот — церковная облатка. В таком случае мышь — аллегория христианской души, которая ищет защиты и прибежища в Боге, а кот — дьявол, на эту душу охотящийся. Но это неточно.

 

 

А ещё кошки прочно утвердились на полях средневековых манускриптов, в царстве маргиналий, изображавших перевернутый мир. Вот пример: в центре — Благовещение, а вокруг  — причудливый растительный орнамент. Но не только растительный. Приглядитесь: внизу обезьяна выполняет акробатическую стойку, а наверху справа кошка аккомпанимирует ей на музыкальном инструменте.

 

 

Кошачьи концерты

В голландском искусстве кошка неожиданно объединяется с обезьяной. Обезьяна воспринималась как олицетворение всего низменного, животного в природе человека. В ней сконцентрированы такие пороки, как пустое любопытство, похоть, жадность, обжорство. При этом человеческим разумом оно не наделено. Обезьяна — это как бы кривое зеркало, в котором человек отражается во всей своей плотской мерзости. Поэтому считается, что голландские картины, изображающие обезьян за игрой в карты, с трубками и и стаканами в руках — это моральное критика, пародия на недостойное человеческое поведение.  А как же тогда понять вот этот кошачий концерт?

 

 

Здесь кошки орут во всю глотку, под аккомпанемент обезьян. Это тоже сатира на недостойные нравы, или просто шутка? Присутствие совы, которая в это время считалось птицей ночной и ассоциировалась с глупостью и безумием (ночь — то есть тьма, сон разума), казалось бы, подтверждает верность первого толкования. Но это тоже неточно.

 

А некоторые голландские кошки откровенно загадочны. Есть, например, вот такая картина.

 

 

О чём это? Почему старушка кормит кошку? Увы, тут я бессилен. Хотя это могло бы стать хорошей темой для чей-нибудь диссертации.

 

Иногда кошка – это просто кошка

Чем ближе к современности, тем меньше остается в кошке символического и сверхъестественного. Кошка превращается в понятный атрибут домашнего уюта, становясь при этом всё более детским и женским животным. Всё логично: пока муж на службе, в поте лица обеспечивает семью, легкомысленная молодая жёнушка развлекается примеркой платьев, а кошка — её компаньонка по забавам.

 

 

Другой пример: очаровательные дети играют с котёнком. Мимимишно.

 

 

 

Знаменитый кошатник

Самая известная историческая личность, изображённое в компании котов — конечно, кардинал Ришелье. Картина Шарля Дело так и называется: «Ришелье и его кошки». Людей, как говорят, французский клирик не любил, а вот его отношение к кошкам было светлым, чистым и незамутненным. И где-то я его понимаю.

 

 

 

Апофеоз

А самая, пожалуй, грандиозная кошкокартина принадлежит австрийскому художнику Карлу Калеру. В 1889 году он получил заказ от американки Кэйт Джонсон заказ на создание огромного полотна. Джонсон была фанатичной кошатницей, и в доме у неё, как говорят, жило 350 кошек. Её муж шутливо называл их «любовниками моей жены», отсюда и название картины: «My wife’s lovers».

 

 

Калер, который до этого никогда кошек не рисовал, провел три года, изучая их позы и повадки. Результатом стало гигантское полотно размером 1.8 х 2.6 метра и весом в 103 кг! При этом Калер не только получил хороший гонорар, но и обрел новое направление в карьере: художник полностью переключился на кошек, и картина с пушистиками пользовались неизменным спросом.

 

Заключение: сегодняшний выпуск, как вы понимаете, это признание в любви к кошкам. Увы, кошку я иметь не могу: по жестокой иронии судьбы, и у меня, и у жены на них дикая аллергия. Так что я могу наслаждаться ими только в живописном виде. Если же у вас дома мурлыка есть — могу за вас только искренне порадоваться))