Что мне особенно нравится в средневековом искусстве (уверен, вам это нравится тоже), так это постоянное столкновение с ребусами, шифрами, живописными загадками. У людей античности вкуса к головоломкам не было. У них Аполлон — это очевидный Аполлон, атлет с луком и стрелами. Зевса с Гермесом вы никогда не спутаете , и в Венере Милосской никакой загадки нет.
Иное дело — средние века. Тут нам постоянно приходится ломать голову, расшифровывая смысл изображений. Но ведь это так интересно! Почувствовать себя детективами, исследователями, первооткрывателями, ощутить удовольствие от победы в интеллектуальном поединке… Что может быть лучше?
Сразу предупреждаю: я вас в этом курсе жалеть не буду! Многие таинственные изображения я для вас расшифрую, но изрядную часть работы вам придется проделать самим.
А почему бы не попробовать прямо сейчас? Вот перед вами лист из Штутгардской псалтири. Изображён Христос на кресте, справа от него — Чаша Грааля. Внизу солдаты делят его одежду. Но неожиданно появляются в этой сцене ещё и лев с единорогом, причём единорог вонзнает свой рог в рёбра Спасителя!
Ваша задача — истолковать это изображение и объяснить, откуда здесь берутся лев и единорог.
«Слишком сложно, — скажете вы, Не знаю, с какой стороны и подступиться к такой задачке». Ладно-ладно, я вам помогу. Чтобы справиться с этой задачей, нужно понимать, что средневековые художники постоянно визуализировали тексты. Особенно это касается псалтири, то есть книги псалмов: художник обычно дословно переводит текст в картинки, строчку за строчкой, стих за стихом.
Вот хороший пример: иллюстрация к первому псалму из знаменитой Утрехтской Псалтири (кстати, это совершенно потрясающий манускрипт, который мы будем подробно разбирать в шестой лекции нашего курса).
Вот текст первого псалма:
1:1. Блажен муж, который не ходит на совет
нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит
в собрании развратителей,
1:2. но в законе Господа воля его, и о законе Его
размышляет он день и ночь!
1:3. И будет он как дерево, посаженное при потоках
вод, которое приносит плод свой во время свое, и
лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
1:4. Не так — нечестивые, [не так]: но они — как
прах, возметаемый ветром [с лица земли].
Что мы видим на картинке? Справа наверху — совет нечестивых.
В центре — муж, подобный дереву при водах: и дерево, и поток воды присутствуют.
Справа внизу — нечестивцы, которые подобны праху, взметаемому ветром с лица земли.
То есть перед нами развернутая визуальная метафора, иллюстрирующая текст практически дословно.
Ну что ж, я думаю, что дал вам в руки все нужные инструменты для того, чтобы расшифровать изображение из Штутгардской псалтири. А чтобы было интереснее, давайте сделаем так: если вам удастся с этим изображением справиться, и до конца сегодняшнего дня вы пришлете мне правильный ответ, я сделаю вам подарок: скидку в 1000 рублей на курс по средневековью.
Заинтересовал? Тогда жду результатов ваших изысканий)