Цветы на посохе Иосифа

Картина, о которой мы с вами поговорим, — «Святое семейство» Париса Бордоне. Сюжет традиционный: Мадонна, Иосиф и маленький Христос. Иногда в картины на такой сюжет включали ещё и разнообразных святых. В данном случае это святая Екатерина. Она крайняя слева. И узнать её легко: она держит в руке золотое кольцо. Это отсылка к легенде об обручении святой Екатерины с Христом. Отсюда именно и происходит изречение «монахиня – невеста Христова».

 

 

Нас с вами будет интересовать другая деталь: посох Иосифа. Обратите внимание, посох этот усеян маленькими цветочками. Откуда они там взялись? Как всегда, в наших экскурсиях, всё здесь не просто так. В Библии, в Новом Завете, про Иосифа и его обручение с Марией сказано мало. Однако в средние века появляются многочисленные произведения, которые стараются восполнить эту лакуну и дать верующим исчерпывающую информацию обо всех обстоятельствах, которые сопровождали обручение Иосифа с Марией. Рассказы эти полны разнообразных чудес.

Появляются так называемые апокрифические Евангелия, которые не включены в официальный состав Нового Завета. Но тем не менее эти Евангелия в виде преданий и легенд были очень широко известны. Есть несколько так называемых Евангелий детства – то есть Евангелия, в которых рассказывается о детских годах Христа. Ведь в Библии о них нет практически ничего. Кроме того, существует несколько так называемых Протоевангелий – то есть рассказов о том, что было до рождения Христа. Одно из них – так называемое Протоевангелие от Иакова – как раз и повествует об обстоятельствах обручения Иосифа с Марией. Согласно этому рассказу, дело было так. Для того чтобы выбрать Марии жениха, собирают двенадцать женихов – представителей двенадцати Колен Израилевых. Каждый из них кладёт в храм свой посох. И неожиданно из посоха Иосифа вылетает голубь. Это воспринимается как знак. Иосиф становится женихом Марии. Изображение Иосифа, из посоха которого вылетает голубь, вы встретите очень часто. Например, в картине Джотто. Посмотрите: голубь находится прямо не вершине посоха, который Иосиф держит в руках. А его как раз подводят к Марии, чтобы состоялось обручение.

 

 

Чтобы не быть голословным, покажу вам ещё одну картину гораздо менее известного художника Доменико де Мичелино. Здесь Иосиф также с голубем на вершине посоха.

 

 

Обратите внимание на ещё одну интересную деталь этой картины. Слева от Иосифа изображён ещё один жених, который в гневе ломает свой посох о колено. Только один из двенадцати удостоился чести стать женихом Марии. Очень часто в искусстве того времени будет появляться изображение обиженного жениха, который в гневе ломает свою трость.

А что же с цветами? Цветы восходят к другому источнику, а именно к так называемой «Золотой легенде» Иакова Ворагинского. Это произведение пользовалось в средние века огромной популярностью. «Золотая легенда» — это большой сборник жития святых, в котором содержится неимоверное количество рассказов о чудесах и разного рода невероятных событиях. Очень часто средневековые художники заимствовали идеи для своих картин из «Золотой легенды». В «Золотой легенде» приводится похожая история о состязании Иосифа с другими женихами. Только в данном случае не голубь вылетает из его посоха, а цветы появляются на нём.

Иногда эти два сюжета будут совмещаться, как, например, в картине Фра Беато Анджелико. Посмотрите: крайний слева уже привычный нам образ жениха, ломающего посох о колено; в центре Иосиф; на вершине его посоха видим маленького голубя.

 

 

Но в то же самое время его посох покрыт свежими листьями. С другой стороны, Фра Беато Анджелико создаёт ещё одну композицию на похожий сюжет. Только в ней у Иосифа голубя на посохе нет, однако есть красивые белые цветы.

 

 

Возможно, что своей популярностью сюжет с расцветшим посохом обязан ещё и тому, что в средние века существовало несколько способов понимать Библию. Ещё Блаженный Августин, живший в IV веке нашей эры, ввёл четыре разных уровня, на которых можно воспринимать Библейский текст. Один из этих уровней он называл аналогическим. Имелось в виду, что в каждом событии из Ветхого Завета можно найти указание (то есть аналогию) на событие из Нового Завета. Между ними был установлен идеальный параллелизм. Например, ветхозаветной аналогии к распятию Христа был рассказ о медном змии. Ветхозаветной аналогии к сюжету о расцветшем посохе Иосифа был рассказ о посохе Аарона. Когда Моисей выводит евреев из Египта, они сорок лет скитаются по пустыне, перед тем как прийти в Землю обетованную. Их предводитель Моисей, а первосвященником выступает Аарон. В какой-то момент возникает спор из-за должности первосвященника. Спор этот решается именно таким образом: представители нескольких разных колен кладут свои посохи на алтарь, и посох Аарона расцветает.

Сюжеты очень похожи. Хотя рассказ о посохе Иосифа, который расцвёл, и не входил в состав Библии, тем не менее подобная традиция искать аналогии между событиями, описанными в Ветхом Завете, и событиями, описанными в Новом Завете или в легендах вокруг Нового Завета, была очень сильной. Видимо, поэтому художники так охотно изображали посох Иосифа, покрытый цветами. Они видели в нём аналогию рассказа о посохе Аарона.

А в данном случае художник изображает не обручение, а то, что произошло уже после обручения. Однако цветы на посохе Иосифа он оставляет, как намёк на эту всем известную легенду. Отныне, если вы в какой-нибудь картине увидите цветы на посохе Иосифа, вы будете знать, как и откуда они там появились.