Всевидящее око (Лучезарная дельта)

Автор статьи: Юрий Нежинский.

Существует весьма распространённое мнение: Петербург до предела насыщен масонской символикой. Впрочем, когда дело доходит до конкретики, обычно обращают внимание на «Всевидящее око» (оно же – «Лучезарная дельта») на Казанском соборе. О нём мы и поговорим.

Итак, действительно ли Всевидящее око на Казанском соборе – масонский символ, и если да – зачем оно здесь?

Перед исследователем, взявшимся ответить на этот вопрос, немедленно встаёт серьёзная проблема: масоны по общему убеждению тайная организация, а раз она тайная – как же узнать, является ли знак на Казанском соборе их посланием? Если бы всё было просто, армянское радио, как говорится, об этом бы не спрашивало.

Как масоны дома строят

Для начала пойдём по простому логическому пути. Сравним Казанский собор и Всевидящее око на нём с безусловно масонскими постройками. Неужели подобные существуют? Как выясняется, да. Вскоре после постройки Казанского собора возникает проект другого не менее известного храма. И этот проект и современниками и исследователями признаётся безусловно масонским.

Несомненным масоном, членом петербургской ложи «Умирающий сфинкс» был Александр Лаврентьевич Витберг, победитель конкурса на строительство Храма Христа Спасителя в Москве, грандиозного памятника победе в войне против Наполеона.

– Позвольте! – возразит читатель.- Всем известно, что храм возвёл Константин Тон!

Несомненно- ответим мы, – но только после того, как Витберг после смерти своего покровителя, государя Александра Первого, был обвинён в растрате и сослан в Вятку. Современники отмечали, что одной из причин смены проекта являлось обилие масонской символики в чертежах Витберга. Николай Первый, как известно, к масонам не благоволил, справедливо считая, что именно из масонских организаций и родились организации декабристские.

Даже в первом приближении проект Витберга напоминает традиционное изображение Иерусалимского храма на картинах Старых мастеров.

 

Ян ван Эйк, Распятие, 15 век

 

И то и другое имеет своим источником описание небесного Иерусалима в Священном писании. Любовь масонов к дотошной библейской экзегезе и истолкованию текстов в символическом смысле широко известна.

Таким образом, проект Витберга предельно насыщен масонскими аллюзиями, многие из которых в силу прошедших лет и тайной сущности организации нам сегодня не понятны. Но, так или иначе, никакого «Всевидящего ока» мы здесь распознать не можем.

 

 

В архитектуре обоих сооружений присутствуют колоннада, купол, портик и даже обелиск. Но если эти элементы считать специфически масонскими, то таковой окажется вся архитектура классицизма, а отчасти и иных стилей.

Другую возможность сравнить Казанский собор с безусловно масонским сооружением представляет нам известнейший масон рубежа XVIII-XIX века, Н.И. Новиков, весьма пострадавший за свою приверженность братству в эпоху Екатерины Великой. Популяризатор масонских идей был похоронен в своём имении, Авдотьино. Последний десяток лет он провёл в имении безвыездно, занимаясь благотворительностью, просветительской деятельностью и масонскими штудиями. Однако почему-то место своего последнего упокоения он не потрудился украсить Всевидящим оком.

 

Церковь Иконы Божией Матери Тихвинская в Авдотьино

 

В отличие от России, в Америке масоны подчас не скрывали места своих собраний и здания, специально для этих собраний построенные, т.н. «Масонские храмы». Мы сознательно отберём те, где присутствует треугольный фронтон, как и в случае Казанского собора:

 

Масонский храм в Окленде, США (нач 20 в., ныне принадлежит университету Питтсбурга)

 

Масонский храм в Уотертауне, США

 

Мемориальный масонский храм в Монреале, Канада

 

Итак, сделаем первый вывод: пока в масонской архитектуре Всевидящее око мы не нашли. Проще говоря, наличие или отсутствие Всевидящего ока на фронтоне не говорит о масонской принадлежности здания. То есть Всевидящее око не является масонским символом? Вообще-то является, но, как мы видим, почти не используется в оформлении фасадов.

Где же у масонов Всевидящее око?

Где же масоны используют Лучезарную дельту, если не в архитектуре фасадов зданий? Прежде всего, в декоре помещений масонских лож, на разнообразных элементах одежды, печатях.

Вот, к примеру, знак Ложи пламенеющей звезды. Использовался, вероятно, в качестве подвески, одевавшейся во время заседаний ложи.

 

 

Или вот прорисовка ковра масонских лож И.П. Елагина (18 век):

 

 

Или «Масонская книга» (так атрибутирована в публикации нач. 20 в., еврейские буквы- имя Яхве):

 

 

«Столбы на масонском ковре»:

 

 

Масонский запон (ритуальный передник)viii:

 

 

Медали в память основания ложи:

 

 

Масонский диплом:

 

 

Таким образом, мы установили: «Всевидящее око» (или его вариации) практически не используется масонами в архитектуре, но в ряде других случаев применяется, и весьма активно. То есть в случае Казанского собора перед нами редкое, но всё же безусловное указание на масонскую организацию? Вряд ли.

Ведь Лучезарная дельта- далеко не единственный и не самый частотный масонский символ. Пожалуй, наиболее активно используемыми масонами символами можно считать треугольник, звезду (пяти или шестиконечную), солнце, узел, циркуль и наугольник, колонну. Также в рамках масонской символики часто можно обнаружить египетские аллюзии: обелиск, сфинкса, пирамиду.

Проиллюстрируем это наблюдение фотографиями масонских лож 20 века. Несмотря на насыщенность символикой, обнаружить там Лучезарную дельту нелегко.

 

Интерьер ложи Эрроу Килвининг, Новая Зеландия

 

Египетская комната масонского храма, Филадельфия, США

 

Таким образом, должны ли мы подозревать масонский заговор всякий раз, когда видим пятиконечную звезду (например, в символике коммунистических стран) или изображение солнца (к примеру, на гербе Аргентины)? Если же мы будем искать масонов везде, где найдём колонну и обелиск, то масоны действительно окажутся повсюду.

Так может быть, так оно и есть? Масоны поработили человечество и разместили свои символы повсюду? Позволим себе с этим не согласиться. Очевидно, что противники масонов вряд ли будут использовать масонскую символику. Таким образом, нам нужно обнаружить этого яростного врага масонской организации и проверить его знаковую систему.

Люби врагов своих…

Самым последовательным противником масонов всегда была… Римско-Католическая церковь. С самого появления масонских организаций в начале 18 века католицизм увидел в них безусловную угрозу. Булла папы Климента XII, изданная в 1738 году, гласила: «Масонство есть вредная секта, полная лицемерия, притворства, ереси и суеверий, направленная на разрушение церкви и государственной власти». Согласно этому документу, любой вступивший в масонскую ложу оказывался отлучён от церкви. Различными способами римско-католическая церковь повторяла и подтверждала такую позицию по отношению к масонству и в 19 и в 20 веке, последний раз- в 1983 году: «Принадлежность к ним (т.е. масонам) остается под запретом со стороны Церкви. Христиане, являющиеся их членами, пребывают в тяжком грехе и не могут приступать ко Святому Причастию».

Но ведь именно римско-католическая церковь использовала Лучезарную дельту на фасадах церквей как задолго до появления масонской организации, так и после! Хорошим примером является Аахенский собор, один из древнейших католических соборов Европы, на котором этот символ находится как минимум с середины 17 века:

 

 

А вот и более поздний фрагмент алтаря католического храма в Индии (Пала):

 

 

Хороший пример – дворцовая часовня Версальского дворца:

 

 

А вот и собор аргентинского города Сальты, являющегося резиденцией католического архиепископа (современный):

 

 

Множить эти примеры можно до бесконечности.

Как же так? Неужели католическая церковь не знает об использовании того же знака масонами? Знает, но совершенно справедливо заявляет о своём приоритете на использование знака и в историческом контексте совершенно права. Вспомним хотя бы картину Якопо Понтормо «Ужин в Эммаусе», созданную за пару столетий до появления масонской организации:

 

 

Какую символику несёт это изображение для католиков? Только что мы видели «Лучезарную дельту» на фасаде аргентинского собора, а теперь взглянем герб этой церкви:

 

 

Вряд ли можно точнее передать значение, которое Католическая церковь вкладывает в изучаемое нами изображение. Девиз по латыни: «Отец и хлеб» не оставляет сомнений в том, что Всевидящее око символизирует божество.

Как египетские жрецы масонам символы придумали

Масоны буквально помешаны на символике. Это правда. Известнейший русский масон И.П. Елагин в своих записках вместо слов «масонская ложа» использовал изображение сложенных камней. Принятие в масонскую ложу и повышение в масонской иерархии (т.н. «посвящение в новые градусы») всегда связано с интерпретацией и реинтерпретацией символов.

Заметим, что знак у масонов становится самодовлеющим. Т.е. речь идёт не о шифре, при помощи которого можно понятным только посвящённым кодом передать некое послание. Знак у масонов– предмет длительных размышлений и развёрнутых интерпретаций.

Вероятно, такой подход восходит к известному мистику и алхимику 17го века Якову Бёме, а через него- к весьма примечательному трактату Гораполлона. Трактат «Иероглифика» был создан в 4 в. н.э. и приписывается египетскому жрецу Гораполлону. В тексте речь идёт об интерпретации египетских иероглифов в символическом ключе. Современная египтология считает, что автор, возможно, действительно понимал значение ряда знаков, объяснение других оказывается совершенно спекулятивно. После обнаружения рукописи «Иероглифики» в эпоху Возрождения, её издания стали весьма популярны. Во-первых, на основе текста осуществлялись попытки чтения сохранившихся египетских текстов, всегда неудачные, поскольку автор трактата некорректно разъяснял сам принцип египетского письма, которое является идеографическим лишь отчасти. Во-вторых, «Иероглифика» стала своеобразным словарём символов, которые так любила эпоха барокко. Значения, взятые из «Иероглифики» использовали для создания аллегорических гравюр, фейерверков, скульптурных групп.

В рукописи «Иероглифики» Всевидящее око не упомянуто, но в ряде изданий «Иероглифики», начиная как минимум с 16 века, этот знак появляется. Интерпретируется он следующим образом: «Как они (т. е. египтяне) обозначали Бога? Для обозначения Бога они рисовали глаз, ибо, подобно тому, как глаз видит все, что перед ним находится, Бог видит и знает все, что только существует в мире».

Таким образом, знак «Всевидящее око» активно используется в самом разном контексте: светском, ортодоксально-религиозном, эзотерическом и т.д. При этом интерпретируется символ более или менее универсально: это обозначение бога, как бы его не называли в специальном дискурсе: «Великим архитектором» масонов или «Отцом небесным» католиков. Заметим, что также дело обстоит и с прочей символикой, которую используют масоны.

Пожалуй, только видя отвес и циркуль, специфически масонский символ, можно более или менее надёжно утверждать масонское влияние. Вся прочая символика может быть интерпретирована как в масонском духе, так и в духе общеевропейского символизма эпохи барокко и классицизма.

Итак, мы пришли к тому же, с чего начинали наше исследование: Лучезарная дельта на Казанском соборе может быть как масонским символом, так и знаком, отношения к масонам не имеющим. Впрочем, мы выяснили также, что в норме масоны на фасадах зданий этим символом не пользуются, таким образом, если речь и идёт о масонской символике, это должен быть случай исключительный.

Вокруг одни масоны…

Исключительный- но вовсе не невозможный. Архитектор Казанского собора – бывший крепостной графа А.С. Строганова А. Воронихин- масон в ложе «Умирающий сфинкс» с 1801 года. Граф А.С. Строганов, бывший хозяин архитектора, без патронажа которого тот никогда бы не получил право на строительство собора- масон. Существует точка зрения, согласно которой кабинет, в котором Строганов занимался алхимическими практиками по приказанию хозяина-масона был обращён именно в сторону стройки Казанского собора. Павел I, инициатор строительства Казанского собора- вероятнее всего получили масонское посвящение. Нет сомнений, что масоном был Александр I, сын и преемник Павла на престоле, на правление которого пришлась большая часть строительства Казанского собора. Собор известен, в том числе, и как место захоронения победителя Наполеона М.И. Голенищева-Кутузова. Кутузов был посвящён в весьма высокие градусы масонской организации.

Итак, все, кто был причастен к строительству Казанского собора, были масонами. Не слишком ли много масонов? Дело в том, что на рубеже 18-19 веков масонами в России были практически все представители политической, экономической, культурной элиты, да и не только в России. Масоном был Павел Первый и те, кто его убивал. Масоном был Александр Первый, но масонами были и декабристы. Масона Александра Пушкина смертельно ранил масон Жорж Дантес. Масоны-революционеры рубили головы масонам-придворным во время Французской Буржуазной революции. Масоны-французы сражались против масонов-русских во время Отечественной войны 1812 года. Параллельно в Петербурге рубежа веков работали десятки, если не сотни масонских лож разных систем, не связанных друг с другом, а подчас конкурирующих и противостоящих друг другу.

Каждый понимает в меру своей испорченности…

Теперь вернёмся к предмету нашего исследования- Всевидящему оку. Воспринималось ли оно современниками в качестве масонского символа? Думается, что большинством масонов, весьма поверхностно знакомым с символической традицией, зато хорошо знакомых с традицией современной Всевидящее око на Казанском соборе воспринималось как масонский символ. С другой стороны, ограниченный круг интеллектуалов-клириков безусловно понимал, что речь идёт о весьма традиционном символе и потому несмотря на скепсис по отношению к масонству, им знак вовсе не претил. То же можно сказать и о людях, оказавшихся вне круга «масонского знания» в силу глубокого консерватизма или, к примеру, провинциального происхождения. Для них знак «Всевидящее око» также не нёс ничего странного- он традиционно использовался в храмовой архитектуре.

Таково было восприятие общественности: каждый мог понимать Лучезарную дельту в меру своих взглядов и образования. В этом отношении ситуация не многим отличалась от современной. Для масонов и людей, знакомых с масонской символикой, это был образ Великого Архитектора Вселенной в треугольнике, означающем три главный добродетели и три ступени масонства. Для католика и провинциального дворянина этот знак означал божество, образ которого упомянут в Давидовых псалмах: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18). Для малограмотных широких слоёв населения, не относящихся к образованной элите, этот знак вообще ничего не означал, либо являлся почвой для самых диких и странных интерпретаций (впрочем, как и любая другая символика).

Хорошим доказательством этой гипотезы является большое количество изображений «Всевидящего ока» на самых разнообразных архитектурных сооружениях нашего отечества с середины 18 до середины 19 века. И если в отношении зданий Александровской эпохи, как в случае с Казанским собором, можно обсуждать вопрос масонских коннотаций, для предшествующей и последующей эпохи это невозможно.

Вряд ли в истории нашего отчества были государи, менее терпимо относившиеся к масонству, чем Екатерина Великая и её внук Николай Первый. Екатерина Великая небезосновательно считала масонов вдохновителями Французской революции, Николай Первый также убеждённо считал масонов организаторами восстания декабристов.

Однако Всевидящее око мы неожиданно обнаруживаем на Чесменской церкви, сооружении, являвшимся частью комплекса памятников побед России над Турцией в рамках Восточного проекта, определяющего для геополитики Екатерины Великой. На церкви, построенной на месте, где государыня получила известие о победе в Чесменском сражении (1770 г.) не могло появиться масонской символики. Зато архитектура церкви явно напоминает об английской готике, а Всевидящее око в этом контексте- общехристианский символ триединого бога.

 

 

При государе Николае Первом появляется грандиозный памятник победе над Наполеоном- Александровская колонна в центре Дворцовой площади. Всевидящее око смотрит прямо на Зимний дворец, дом государя. Император с семьёй присутствует при установке колонны. Что же это? Насмешка масонов на императором? Крайне сомнительно. Очевидно, для Николая символ не несёт масонской коннотации – это вновь обозначение господа, благословляющего русскую победу.

 

 

Итак, каждый мог интерпретировать символ на фронтоне, как желал, в основном, в рамках универсального общеевропейского христианского контекста. Но откровенно говоря, нас не особенно волнует, что думал по этому поводу извозчик, ежедневно проезжающий по Невскому проспекту. Нас интересует, что имел в виду человек, создававший этот шифр, возможно, только для посвящённых.

Немного о главном

Действительно, был один человек, весьма озабоченный символикой, использующейся в архитектуре собора. Человек, который, обладая весьма специфическим психическим складом, был весьма сведущ в вопросах мистики и эзотерики. Человек, который в конечном итоге и определял всю символическую насыщенность сооружения. Мы, конечно, имеем в виду императора Павла Первого. Государь так и не дожил до закладки собора, но именно он утвердил окончательный проект с Лучезарной дельтой на фронтоне. Что же она значила для Павла?

Общепризнанным фактом является то, что Казанский собор является прямым аналогом собора Святого Петра в Риме. Купол, колоннада (так и не законченная), обелиск перед зданием (ныне утраченный) являются безусловными заимствованиями. Замечания Павла по поводу особенностей проекта не оставляют сомнений: государь имел в виду создание аналога грандиозного творения Микеланджело и Бернини. Зачем императору понадобился этот аналог?

Существует мнение о том, что собственный собор Святого Петра был для Павла символом воссоединения католической и православной церквей. Павел задолго до восхождения на престол бредил этим проектом. Когда же к государю явились мальтийские рыцари с предложением титула магистра- для Павла всё стало очевидным. Мальтийский орден, он же- орден Святого Иоанна Иерусалимского, он же- орден Госпитальеров- младший современник Великой схизмы- окончательного разделения до того единой христианской церкви в XI веке. Для глубоко религиозного Павла замысел высших сил тут же стал понятен – они одобряли экуменический проект государя. Успешные походы Суворова и явное поражение идеалов революции во Франции казались Павлу указаниями того же порядка.

Весьма вероятно, что Павел получил масонское посвящение. Однако отношение к масонству у него до восхождения на престол оставалось настороженным. Екатерина Великая была последовательной противницей масонства. Как человеку, верному идеалам просвещения, ей претила средневековая мистика и спекулятивность масонства. Как императрицу, её беспокоил тайный характер этих организаций, которые, по опыту Французской революции, из обществ любителей эзотерики при необходимости быстро превращались политические клубы.

Апогеем противостояния между масонами и государыней стало упомянутое нами дело Н.И. Новикова. Новиков, популяризатор масонских идей, был заключён в Шлиссельбургскую крепость по прямому указанию императрицы. Как полагают современные исследователи, последней каплей, переполнившей чашу терпения государыни, стали попытки ряда масонов наладить тесные контакты в Павлом. Как показало следствие над Новиковым, помимо разнообразной масонской литературы, масоны пытались всячески намекнуть Великому князю о его преимущественных правах на престол по сравнению с матерью. Самое удивительное, что Павел, который по общему мнению только и мечтал о престоле и возможно быстрой смерти Екатерины, принял эти намёки с крайней осторожностью и порекомендовал масонским эмиссарам больше таких слов ему не говорить и о политике не общаться. С другой стороны, он с воодушевлением обсуждал концепции установления Царства божия на земле и изучал масонскую литературу.

Как полагают некоторые исследователи, восхождение Павла на престол масоны восприняли как появление во главе России своего брата. Однако радость была преждевременной. Собрав членов масонских организаций, Павел одобрил их идеи, однако собрания лож приказал прекратить. Таким образом, запрет на масонские ложи, установленный Екатериной Великой, продолжал существовать и при её сыне. Почему император, симпатизировавший концепциям масонов, так странно поступил с их организациями?

С одной стороны, Павел был слишком авторитарен, чтобы терпеть рядом конкурирующих политиков, хоть и разделяющих его идеи. С другой стороны, восхищение Павла Петром Великим и Фридрихом Вторым, как и его реформаторская деятельность, недвусмысленно свидетельствуют о том, что идеалом для государя была концепция т.н. «регулярного государства», той самой иерархической бюрократической системы, которую удалось создать только его внуку, Николаю I. Относительный демократизм масонских лож был ему чужд. Гораздо ближе Павлу, видимо, была система средневековых рыцарских орденов, непосредственным представителем которой был Мальтийский орден. По этой или иной причине, в конкурентной борьбе за ум и сердце государя Мальтийский орден одержал безусловную победу над масонами.

Поэтому в архитектуре Казанского собора, проект которого относится к периоду предельного интереса государя к мальтийцам, следует искать символику экуменическую, а совсем не масонскую. Вот откуда сходство с Собором Святого Петра и вот откуда, по нашему мнению, Всевидящее око. По замыслу Павла, если только мы его правильно понимаем, Всевидящее око на православном соборе имеет то же значение, что и копии картин католических художников на местах икон в церкви Павловского дворца. То же значение, что и построенная по образцу западноевропейских церквей православная Иоанновская церковь на Каменном острове. Значение объединения православной и католической церквей во главе с магистром Мальтийского ордена Российским императором Павлом Первым.

Как известно, этим надеждам так и не суждено было сбыться. После гибели Павла Первого на престол действительно вступает масонский государь Александр Первый. Он вновь разрешает масонские ложи (некоторые из которых были названы в его честь и в честь его супруги) и отказывается от регалий Мальтийского ордена. С гибелью Павла произошла рокировка масонов и мальтийцев. Великолепной аллегорией этой рокировки оказался, по нашему мнению, Казанский собор. Его экуменическая символика теперь вполне могла трактоваться как масонская в силу универсальности самих этих символов для европейской культуры. И католическое Всевидящее око на православном соборе теперь могло интерпретироваться как масонская Лучезарная Дельта, обелиск и грандиозная колоннада – прямые аналоги соответствующих элементов Собора Святого Петра – теперь могли восприниматься в рамках масонской символики.

Таким образом, мы пришли к самому парадоксальному заключению, которое лишь возможно. Символ на фронтоне Казанского собора может быть как масонским, так и не иметь никакого отношения к масонству. Это не вопрос к символу, Всевидящему оку, это вопрос к тому, кто его задаёт.